Приношение Майе Плисецкой: Балет «Конёк-Горбунок» Родиона Щедрина вновь на сцене Большого театра
«Музыка к балету “Конёк-Горбунок” — моя ранняя, очень ранняя работа, — признался композитор, отпраздновавший 92-летие. — Но это работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, которая многое в моей жизни определила. Работа, на которой поймал в свои музыкантские руки неземную Жар-Птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена…».
Впервые в роли Царь-девицы Майя Плисецкая появилась в 1960 году и сумела оживить этот образ своим обаянием, тонким пониманием сказочной природы и собственным восприятием музыки.
Большим успехом пользовался и фильм-балет «Конёк-Горбунок», вышедший на экраны в 1962 году и запечатлевший в главных партиях выдающихся исполнителей — Майю Плисецкую и Владимира Васильева.
Конёк-Горбунок — сказочное существо, придуманное русским писателем XIX века Павлом Ершовым. В новой версии балета он — путешественник между мирами, который попадает в сказочную Россию.
«Мы заметили, что в балетных постановках Конёк-Горбунок часто остаётся на втором плане. Для нас он — проводник Ивана в сказочный мир. С него всё начинается», — рассказал хореограф спектакля Максим Петров.
В спектакль эффектно, но деликатно введены куклы — огромные лошадиные головы, выглядывающие из-за кулис. Среди нововведений — новая музыкальная редакция. При этом в авторской партитуре не изменено ни ноты. Щедрин заранее позаботился об этом: следуя балетной традиции, он написал множество разнохарактерных музыкальных фрагментов. У постановщика есть возможность выбрать из 70 номеров именно те, которые лучше всего передают и ритмическую стихию пляса, и лирический настрой песенного мелоса.
«Щедрин позволяет знать, что происходит на сцене, даже если вы сидите, закрыв глаза», — в своё время отмечала Майя Плисецкая.
Возвращение этой музыки в Большой театр можно считать главным успехом нынешней постановки.