Дружил с Плисецкой и «Вечеркой»: Пьер Карден всегда был влюблен в Россию и русских людей
Сегодня исполняется 103 года со дня рождения французского модельера Пьера Кардена. Кутюрье был влюблен в Россию, восхищался достижениями страны. Кроме того, дизайнер был другом нашей редакции и даже имел удостоверение «Вечерней Москвы».
Пьер Карден стал настоящим народным модельером — помимо подиумных нарядов, он придумал, как сделать трендовую одежду доступной для населения.
— Он первым представил коллекцию pret-a-porter (готовая одежда. — «ВМ»), по сути положив начало всей индустрии быстрой и доступной моды, которая известна нам сейчас, — рассказывает эксперт моды, искусствовед Полина Уханова. —Это было в далеком 1959 году, и тогда Кардена даже исключили из Синдиката высокой моды. Но вскоре все модные дома сделали то же самое.
Свой бренд готовой одежды Pierre Cardin кутюрье создал в 1950 году. Сейчас он представлен в 170 странах, а число бутиков — около 8000.
В Европе Кардена называли «Красный кутюрье» — все потому, что дизайнер часто ездил в СССР, один из немногих художников представлял здесь коллекции, водил дружбу с нашими звездами и модельерами.
— Карден приехал к нам в 1960 году, чтобы познакомиться с «Красным Диором» — так называли молодого Вячеслава Зайцева. Тогда он еще работал на экспериментальной фабрике Мособлсовнархоза города Бабушкина, где в качестве художественного руководителя создал свою первую коллекцию одежды для тружениц села — телогрейки и валенки, расписанные вручную яркими красками. Именно благодаря этой коллекции на Зайцева обратили внимание иностранные СМИ, — рассказывает эксперт.
От Раисы Горбачевой до Жаклин Кеннеди: как одевались «иконы стиля» мировой политики
Особое значение в жизни французского кутюрье имела Майя Плисецкая — знаменитая балерина была его верным другом. Он создавал костюмы для ее спектаклей «Дама с собачкой» и «Анна Каренина»,а в 1998 году они вместе даже организовали проект «Мода и танец», где балет, кино и выставка моды слились воедино.
Кроме того, достижения Союза, как, впрочем, и богатейшая история нашей страны, была для Кардена источником вдохновения, и свою искреннюю любовь к России он никогда не скрывал. Так, в одной из коллекций появилась космическая тема — образы отражали впечатления художника от полета Юрия Гагарина в космос.
Знаковым для Кардена стал 1991 год, когда его грандиозный показ «40 лет в моде» состоялся на Красной площади — шоу было организовано при поддержке Раисы Горбачевой и произвело фурор во всем модном мире. В октябре 2015 года знаменитый кутюрье дал нашему изданию эксклюзивное интервью. Пьер Карден даже имел бессрочное удостоверение «Вечерней Москвы».
— Я был восхищен врожденной силой духа русских людей. Сила, мощь русских — они потрясают. А мужество... И проблемы, и трагедии — все, что вы перенесли... С тех пор считаю русских доминирующей нацией в мире, — сказал о своей любви к нашему народу в интервью Пьер Карден. — Все-таки, слава богу, сейчас, после тех безумных времен, ваши люди стали счастливее...
Наследником кутюрье, скончавшегося в 2020 году в возрасте 98 лет, стал его племянник Родриго Базиликати-Карден. Помимо бренда, он унаследовал и любовь к России, и рассказывает в своих интервью о частых визитах и восхищении русскими композиторами и художниками.
Топ-6 малоизвестных фактов о Кристиане Диоре
ПРИДУМАЛ СТИЛЬ УНИСЕКС И САПОГИ-БОТФОРТЫ
Помимо того, что Карден сделал стильными не только богатых женщин, но дал возможность покупать модную одежду всем, вне зависимости от достатка, он ввел в моду многие вещи, которые мы используем и сейчас. Так, благодаря французскому кутюрье появились яркие мини-платья А-силуэта, которые регулярно возвращаются в моду. Именно он придумал и ультравысокие сапоги, которые позволяют модницам щеголять в юбках в любую погоду — кстати, они уже считаются не временным трендом, а вечной классикой. Запатентовал дизайнер и цветные чулки. К его изобретениям причисляются и галстуки в цветочек. Кстати, если вспомнить о мужской моде — модельер придумал новый силуэт пиджаков без воротников. Художник — автор «платья-пузыря». В такой модели юбки становятся шире в бедрах и вновь сужаются к колену, что делает силуэт изящнее. Вдохновлялся дизайнер и рабочей одеждой — в его коллекциях первыми появились унисекскомбинезоны, которые уже много сезоном не исчезают ни с подиумов, ни из обычной жизни.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Элина Андросова , директор Центра поддержки и развития индустрии моды:
— Помимо того, что Пьер Карден был гениальным художником, он был талантливым бизнесменом, и впервые сделал моду коммерческой, дал этому искусству путь в массы. Он подружил весь мир с красотой и делал все из любви. При этом для него было важно, чтобы его имя знали не благодаря рекламе, а потому что покупатели разделяют его идеи. Он часто об этом говорил.