Страсти по Майе. В театре «У Никитских ворот» отметили 100-летие Плисецкой
В честь столетия со дня рождения Майи Плисецкой театр «У Никитских ворот» провел на Новой сцене особенное мероприятие — праздничный вечер, посвящённый памяти и творчеству легенды балета, и специальный показ спектакля «Я — Майя».
Благословение из Мюнхена
Перед началом театрального действа в фойе собрались зрители, именитые гости вспоминали великую балерину, говорили о ее благотворном воздействии на свою жизнь и творчество.
Актер и режиссер Игорь Скрипко, для которого спектакль «Я — Майя» — режиссерский дебют, рассказал: «Работать с именем мировой величины — это очень интересно, но в то же время и чрезвычайно сложно. На режиссёра, автора и артистов ложится огромная ответственность: зрители, приходя на спектакль, посвященный Майе Плисецкой, уже ждут чего-то неординарного, невероятного, чего-то прекрасного». И добавил: «Когда мы только приступали к постановке о Майе Плисецкой, уже тогда мечтали о сегодняшнем событии. И я был счастлив, что Родион Щедрин в свое время прислал из Мюнхена создателям спектакля свое благословение».
Заведующая музеем-квартирой Майи Плисецкой Оксана Карнович напомнила: «Майя Плисецкая для всех является символом успеха в балете и искусстве. И спектакль "Я — Майя" напоминает зрителю главное правило жизни балерины — сдаваться нельзя! Только вера поможет преодолеть подлость, испытания и утвердить свою собственную правду в искусстве, как это делала Плисецкая».
Место больших денег, амбиций и интриг
Спектакль «Я — Майя» рассказывает историю солистки «Золотого балета» Риты (Ксения Некрасова), которой конкурентка подложила в пуант золотой гвоздь, лишив возможности выступать длительное время. Ей предстоят долгие месяцы лечения, увольнение из числа солисток, забвение.
Зритель видит изнанку балета, его закулисную жизнь, где есть место большим деньгам и амбициям. Актёр — профессия зависимая. И карьера главной героини, несмотря на её талант и усилия, оказывается в центре страстей и интриг: когда против тебя идёт режиссёр, который проталкивает в солистки свою любовницу, пусть и бездарную, — пощады не жди. Кажется, жизнь кончена... И тут появляется он — незнакомый поклонник (Александр Чернявский), и настойчиво предлагает прочитать книгу мемуаров Майи Плисецкой «Я — Майя».
Девушка начинает сравнивать себя с ней, в неё как бы вселяется дух Плисецкой, ее выстраданное «меня мучили, но не сожгли» становится путеводным девизом для молодой солистки. А подсказанная богиней танца идея поставить балет «Княжна Тараканова» — идеей фикс для Риты. Преодолевая боль, она начинает репетировать. В разговоре с режиссёром, пытающимся отстранить её от роли княжны Таракановой, она полностью перевоплощается в легендарную приму. «Я — Майя!» — восклицает Рита в конце своего монолога. И потрясённый режиссёр принимает это — и дает главную роль ей — «Майе».
В финале все кончается хорошо. После ряда перипетий балет «Княжна Тараканова» становится творческой вершиной молодой солистки. Апогей спектакля — фрагмент нового балета, где Рита полностью выкладывается в сумасшедшем танце.
Основная мысль спектакля в том и заключается, что талант и искусство — сильнее зависти, злости и посредственности. Проявление негативных человеческих качеств в любой сфере одинаково, но умение этому противостоять — вот то, что делает человека личностью.
«Характер — и есть судьба», — звучит особенно убедительно еще и потому, что молодая актриса театра Ксения Некрасова, играющая роль Риты, из зрительного зала невероятно похожа на Майю Михайловну. И это бросается в глаза, когда на экране появляется сама Плисецкая, цитирующая свою книгу.
Душевный отклик у зрителей вызывает образ жёсткой, но справедливой наставницы Эльзы Антоновны (Наталья Корецкая). Она имеет своё мнение и не боится высказывать его режиссёру Павлику (Игорь Скрипко), прекрасно понимая, что, отказываясь работать с его любовницей Варей (Ирина Шкабара), наживёт немало неприятностей. Ее плавная и легкая грация в танце вызывала апплодисменты зала.
О пластике в этой постановке стоит сказать особо. Если это не балет, то что же? Вероятно, какой-то особенный синергетический жанр балета и драмы, подкрепленный прекрасной работой звукорежиссёра (Евгений Лукашевич), который восстановил голос Плисецкой с помощью нейросетей, и видеохудожника (Михаил Купрыгин), создавшего масштабное видеополотно кулис, где Майя Михайловна читает отрывки из своих воспоминаний.
Но не только бешеная энергетика молодых, талантливых актеров, выражение их эмоций с помощью слова и пластики, балетные костюмы и хорошая акустика создали, говоря молодежным сленгом, свой вайб. Если выделить еще несколько моментов, ради которых будет интересно прийти на спектакль, то это декорации. В них не было каких-то изысков, лишь балетные станки с подсветкой, но они становились не только типичным балетным атрибутом, но и разделяли сцену на пространства, превращались в клетку и даже копья для персонажей. Все это только усиливало эмоциональный эффект от драматических испытаний, через которые предстоит пройти героям.
Да и в целом спектакль не столько о Майе, сколько о нас, о ее влиянии на наших современников. Человек попадает в беду — и ее сила, мощное дарование, сама ее личность помогает обрести веру в себя.
Это просто красиво
У пьесы «Я — Майя» есть знаковый подзаголовок: «Страсти по балету». То есть это не балетный спектакль как таковой, это драма, сыгранная артистами драматического театра. Но какими! Артистами, сочетающими в своем даровании разнообразные творческие возможности и покоряющими этим зал.
«Нам хотелось передать атмосферу балетного мира, в котором возвышенная красота и низкая греховность иногда парадоксально сочетаются и приводят к конфликтам, неожиданным и весьма позорным, — говорит художественный руководитель театра народный артист РФ Марк Розовский. — И тут как раз становится необходим образец служения высшему искусству — пример Майи Плисецкой. Ей мы посвящаем свою работу. Она незримо присутствует в нашем сюжете, помогая утвердить честность и профессионализм в творчестве, требующем этической чистоплотности и высокого духовного порыва».
Марк Григорьевич был лично знаком с Майей Михайловной, ездил к ней в Тракай после своего спектакля «История лошади», когда он был, как сказал, «в разобранном состоянии»: «Во время пятичасового общения (Щедрин в это время ловил рыбу) она меня поддержала». Потом было еще несколько встреч, и из них режиссер вынес главное: ее пример несгибаемой стойкости перед ударами судьбы.
Худрук вышел к зрителям после спектакля в красном жакете — и бросился «на амбразуру», чтобы принять на себя критику. Но ее-то и не получил: вечер, осененный незримым присутствием великой балерины, получился теплым, душевным, а спектакль был духовно наполненным, эстетичным, и зрители уходили с послевкусием «благословения от Майи» — одухотворёнными и наполненными.
Если бы надо было рассказать о спектакле двумя словами, то получилось бы: «Это просто красиво!»