Сонаты, кантаты, орган и «Мессия»: новинки «Мелодии»
Свежие релизы звукозаписывающего лейбла как всегда пестрят разнообразием. «Культура» ознакомилась с ними.
Геннадий Банщиков
«Сонаты для фортепиано»
«Мелодия» представляет первую запись всех фортепианных сонат Геннадия Банщикова в исполнении Юрия Фаворина. Сонатная «пенталогия» Банщикова была записана в Большом зале Московской консерватории в сентябре 2024 года.
Петербургский композитор Геннадий Банщиков часто работает с крупной формой — многие серии он пишет десятилетиями, превращая их в масштабные проекты. Работа над циклом сонат заняла у автора тридцать лет. Первая соната увидела свет в 1968 году, когда Банщиков был аспирантом Ленинградской консерватории, а финальную, Пятую, композитор завершил в 1998 году, будучи зрелым сочинителем с собственной узнаваемой манерой.
Специалисты определяют его как автора, чей почерк сформировала традиция позднего австро-венгерского романтизма, в особенности творчество Рихарда Штрауса и нововенская школа. Геннадий Иванович однажды определил себя как «русскоязычного немецкого композитора». Также на него повлияла русская композиторская школа, в частности творчество Дмитрия Шостаковича. Композиторская манера Банщикова соединяет умеренность и холодность, которые часто встречаются у авторов ленинградско-петербургской школы, но при этом открытая эмоциональность им тоже не чужда...
Фаворин первым исполнил и записал все пять фортепианных сонат Банщикова. Юрий Владимирович — активно концертирующий пианист, чей репертуар включает и мастеров прошлого, и ныне живущих авторов. Среди записей Фаворина, выпущенных фирмой «Мелодия»: сочинения Сергея Прокофьева, Николая Мясковского, Владимира Ребикова, Бориса Тищенко, Николая Сидельникова, Всеволода Задерацкого.
Музыкант неоднократно работал с проектами, сопоставимыми по масштабу с сонатной пенталогией Геннадия Банщикова, — среди них запись концертного исполнения крупнейшего в истории фортепианной музыки цикла Ференца Листа «Годы странствий». Предлагаемая запись осуществлена в Большом зале Московской консерватории в сентябре прошлого года.
Ефрем Подгайц
«Поэзия Земли», «Как нарисовать птицу»
Творческая судьба Ефрема Подгайца еще со студенческих лет была связана с сочинениями для юного поколения. Впервые песенки для детей он создал еще обучаясь в Московской консерватории. Тогда его работу во время экзамена оценил сам Тихон Хренников, сказав: «Вот именно этим тебе и надо заниматься, это твое!»
Тихон Николаевич как в воду глядел: уже первое большое сочинение для детей, кантата «Как нарисовать птицу», принесла Подгайцу признание коллег и слушателей. Но при этом музыка Ефрема Иосифовича для детей была и остается во многом новаторской для этого жанра. О том, как принимали его ранние опусы, он вспоминал: «Когда я начинал писать в советское время, мою музыку воспринимали в штыки. Всем казалось, что музыка сложная. Метрика, ритмика, тематика. Но я писал хоровую музыку для детей на хорошие тексты. Дети ведь очень чуткие».
В обозреваемый альбом вошли две кантаты — вышеупомянутая «Как нарисовать птицу» (1980) и «Поэзия Земли» (1982). Обе кантаты Ефрем Подгайц написал специально для детского хора «Весна»: именно этот коллектив впервые их исполнил и записал. На настоящем релизе звучит вариант с приглашенными музыкантами — лауреатом международных конкурсов певицей Аллой Аблабердыевой и Камерным оркестром Литовской ССР под руководством Саулюса Сондецкиса.
Константин Волостнов
«Бах, Лист, Регер, Кушнарев, Шахриманян»
Новый альбом известного российского органиста, пианиста и клавесиниста Константина Волостнова записан на органе Концертного зала Союза композиторов Армении. И это весьма ценный нюанс, ведь у органа Союза композиторов Армении необычная история: построенный в 1984 году фирмой Rieger-Kloss, сегодня этот инструмент — крупнейший в Армении. Его можно назвать прямым наследником первого установленного в стране духового Rieger-Kloss, который появился в 1964 году в Концертном зале Союза композиторов Армении; в начале 1980-х он переехал в музыкальную школу, где позже его разобрали, а язычковые регистры перенесли в новый инструмент...
Константин Волостнов — победитель международных конкурсов, выпускник Высшей школы музыки в Штутгарте — часто записывается на исторических инструментах. Он составляет программы своих альбомов так, чтобы подчеркнуть достоинства и стилистические особенности каждого органа. А его статьи в буклетах к альбомам можно использовать как путеводители по миру органной музыки.
Об уникальности нового альбома Константин Волостнов говорит так: «В общедоступных источниках нет упоминаний о существовании записей на органах Армении, не содержит их и каталог фирмы «Мелодия» — монополиста советской звукозаписи. Наша запись — первая, заполняющая пустующую нишу и предоставляющая мировой музыкальной общественности и меломанам возможность услышать органный голос сегодняшней Армении».
Выбранные произведения знакомят слушателей с сочинениями разных композиторов: баховские Фантазия и фуга соль минор и хоралы из «Органной книжечки», Прелюдия и фуга Ференца Листа, Прелюдия и фуга си минор из опуса 129 Макса Регера, Пассакалья и фуга Христофора Кушнарева, три пьесы для органа Жирайра Шахриманяна.
Гендель
«Мессия»
В 2025 году исполняется 340 лет со дня рождения Георга Фридриха Генделя — одного из величайших композиторов эпохи барокко. Он родился в один год с Доменико Скарлатти и Иоганном Себастьяном Бахом. Для истории музыки это три равновеликие фигуры, но для современников наиболее популярным из них был именно Гендель. Его наследие обширно и многообразно: он писал концерты, оперы, оратории.
В юбилейный для немецко-английского классика год «Мелодия» издает в цифровом формате архивные записи сочинений Генделя, среди них «Мессия» — одна из ключевых ораторий композитора, которую записали советские музыканты в начале 1980-х годов.
«Мессия» — самое известное и популярное произведение Генделя, наряду с оркестровыми сюитами «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка». Ораторию композитор написал в зрелом возрасте, уже будучи автором многих опер и концертов. Это произведение, написанное необыкновенно быстро (за двадцать четыре дня), ждала непростая судьба. В Лондоне произведение не приняли, какое-то время его запрещали исполнять под оригинальным названием. Однако со временем оратория стала одним из самых востребованных в рождественские праздники произведением.
Данное сочинение имеет несколько авторских обработок, оно также известно в «прочтении» Вольфганга Амадея Моцарта. Также изменениям подвергался и текст: изначально написанная на английском языке, оратория имеет немецкие переводы. Первое исполнение на немецком языке состоялось в Гамбурге в 1775 году, в переводе Фридриха Клопштока. Позднее перевод сделал известный поэт Иоганн Гердер. На выпущенном «Мелодией» альбоме оратория звучит в новом переводе Конрада Амельна.
В СССР «Мессию» впервые исполнили в Ленинграде в 1978 году. Через четыре года, в 1982-м, «Мелодия» записала ораторию в исполнении отечественных музыкантов: Симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии под управлением Александра Дмитриева, Государственного академического хора Латвийской ССР, сопрано Луизы Андрушевич, меццо-сопрано Людмилы Филатовой, баритона Сергея Лейферкуса и тенора Карлиса Зариньша. Именно эта фонограмма и предлагается вниманию меломанов.