Этнические мотивы, симфо-джаз и виолончельные откровения: новинки фирмы «Мелодия»
Недавние релизы нашего прославленного звукозаписывающего лейбла адресованы меломанам с самыми разными вкусовыми пристрастиями.
Kazakh Quartet
«Душа казахской музыки»
В этом году исполняется тридцать лет, как струнный квартет Республики Казахстан имени Газизы Жубановой получил статус государственного. Этот камерный ансамбль появился в 1988 году на базе Республиканской школы для одаренных детей имени Ахмета Жубанова. Kazakh Quartet — один из самых активных и наиболее признанных в профессиональном сообществе музыкальных коллективов Казахстана.
Репертуар квартета состоит из произведений советских, российских и западноевропейских авторов, которые часто звучат в камерном формате, а также из сочинений казахстанских композиторов. Одной из особенностей квартета имени Жубановой является то, что именно он знакомит местную публику с пьесами, до этого в концертных залах Казахстана не звучавших. И этот же коллектив становится первым исполнителем новых произведений.
В программу недавно выпущенного фирмой «Мелодия» и приуроченного к юбилейной дате альбома «Kazakh Quartet: душа казахской музыки» вошли новые сочинения Куата Шильдебаева, Бейбита Далденбая и Артыка Токсанбаева — крупных казахстанских композиторов, которые, работая на территории привычной академической музыки, развивают и национальные музыкальные традиции. Все произведения были созданы специально для Квартета имени Жубановой.
Куат Шильдебаев, автор открывающего альбом Струнного квартета, сочиняет в самых разных жанрах: от песен, кино- и театральной музыки до крупных симфонических произведений, в которые постоянно включает элементы национальной казахской музыки. В пьесе Артыка Токсанбаева My Respect to You Mr. Tatimbet традиционное инструментальное искусство Казахстана сочетается с приемами, характерными для классической европейской музыки, а также с джаз-роковыми интонациями. Бейбит Далденбай известен как автор саундтреков к фильмам, мюзиклов, балетов, а также камерных произведений. В трек-лист обозреваемого альбома вошел струнный квартет композитора «Белес».
В состав Kazakh Quartet сегодня входят: Айдар Токталиев (первая скрипка), Алексей Лебедев (вторая скрипка), Бекзат Сайлаубайулы (альт) и Ернар Мынтаев (виолончель). Звукорежиссером записи, датируемой апрелем 2025 года, выступил один из самых востребованных российских профессионалов в области записи классической музыки Павел Лаврененков.
LRK Orchestra
Шестой альбом международно признанного коллектива LRK Trio появился в результате масштабного творческого эксперимента, объединившего джазовую импровизацию и академическую глубину симфонического оркестра. Синтез двух направлений — классики и джаза — всегда был отличительной чертой проекта, существующего уже десять лет. Новая работа явилась для участников трио настоящим творческим вызовом: за два дня записи музыканты создали восемь композиций, наполненных разнообразными оркестровыми красками, сложными ритмическими структурами и ярко выраженной эмоциональностью.
Идея сотрудничества с оркестром — в данном случае это коллектив Euphoria, художественным руководителем и дирижером которого является Елизавета Корнеева, — возникла давно, но обрела жизнь благодаря поддержке партнеров и энтузиазму самого трио. Каждый его участник привнес в звучание альбома свою авторскую интонацию: Евгений (рояль, аккордеон) — изысканную связь джаза с русской классической традицией; Антон Ревнюк (контрабас, бас-гитара, вокал) — фундамент и ритмическую устойчивость; Игнат Кравцов (барабаны, металлофон, sample pad) — броскость и художественную экспрессию. В результате получился релиз, в котором джазовое трио и симфонический оркестр звучат как единый организм — как своеобразный музыкальный диалог, где каждая исполненная партия имеет значение.
Пластинка была записана в легендарной студии ГДРЗ (Государственный дом радиовещания и звукозаписи), где создавались многие знаковые произведения. Атмосфера зала, традиции и почти осязаемая энергетика пространства придали музыке особую глубину.
Валерий Бикташев
«Камерная музыка для виолончели»
Студенческие годы композитора Валерия Бикташева, автора ряда замечательных камерных произведений, пришлись на времена позднего Советского Союза — период, когда отечественные композиторы стали все больше внимания уделять музыкальным приемам авангарда. Но для творческого почерка Валерия Надировича всевозможные эксперименты со звуком оказались неорганичны: в отличие от многих ровесников, Бикташев стремился писать музыку мелодичную и доходчивую.
Альбом «Камерная музыка для виолончели» любопытен не только тем, что впервые представляет слушателю изданные на «Мелодии» сочинения Бикташева, но и фактом яркого сценического сотрудничества композитора с главным исполнителем — виолончелистом Александром Загоринским. Этот музыкант, когда-то исполнявший премьеры таких видных композиторов-авангардистов, как Эдисон Денисов и Юрий Каспаров, впоследствии стал преданным интерпретатором сочинений Валерия Бикташева. И большая часть альбома — произведения, которые автор посвятил своему постоянному исполнителю. А сам композитор исполнил на этом диске фортепианные партии. Также в записи участвовали сопрано Мария Загоринская и виолончелисты Григорий Катц и Лия Загоринская.
Тринадцать произведений, которые вошли в альбом, представляют разные стороны творчества Бикташева. Соната № 1 для виолончели и фортепиано — территория, на которой классическая музыка встречается с популярными мелодиями. Соната № 2, напротив, обращается к музыкальному прошлому — в ней слышны строгие баховские интонации. Пьеса «Мой ангел» примечательна тем, что для нее Валерий Бикташев придумал любопытные, «контрастные» мелодические линии, а в «Гимне» подкупает чистая энергия звука: здесь почти маршевые мотивы гармонично соседствуют с джазовыми танцевальными фрагментами. Особое место в фонограмме занимает композиция «Фотография». Работая над этой маленькой пьесой, написанной словно под влиянием усталости от масштабных произведений, Валерий Бикташев отталкивался от опыта общения с личным артефактом: семейной фотокарточкой, на которой запечатлены его родные много лет назад.