Смех сквозь слёзы Фрунзика Мкртчяна: 95 лет звезде "Мимино" и "Кавказской пленницы"
95 лет назад, 4 июля 1930 года, родился Фрунзик Мкртчян, король комического эпизода, образцовый кинокавказец советского кино и тонкий драматический актёр, в значительной степени не раскрывший полностью свой талант. Комик с выдающимся носом и грустными глазами был любимым артистом миллионов, а в родной Армении его буквально носили на руках. Мкртчян сыграл не так много ролей, но каждый его герой оставлял в сердцах зрителей неизгладимый след. Для себя Фрунзик хотел немногого: чтобы был дом, жена, дети, и во всём этом судьба ему отказала...
Самые важные новости в Телеграм и ВКонтакте. Подпишитесь!
Театр одного актёра
Фрунзик Мушегович Мкртчян родился в Ленинакане (ныне Гюмри), на бандитской окраине, в семье, про которую можно было бы сказать "с самого дна", если бы такие выражения были допустимы в Советском Союзе. Его родители - детдомовцы, осиротевшие после армянских погромов начала прошлого века; оба работали на текстильном комбинате.
Несмотря на то, что вырос на улице, Фрунзик так и не научился давать отпор грубости. Когда его пытался задирать кто-то из хулиганов, он лишь молча смотрел на обидчика грустными глазами. Скорее всего, он стал бы изгоем среди ровесников, если бы не удивительный талант к перевоплощению, который проявился в самые ранние годы.
Как только выдавался свободный вечер, Фрунзик бежал в клуб, где репетировали артисты самодеятельного театра. В щелочку он смотрел спектакли, удивляясь происходящему на сцене: всё, как в жизни,только гораздо интереснее! А вернувшись домой, по горячим следам устраивал представления для дворовых ребят: натягивал на лестничной клетке верёвку, вешал на неё «занавес» из старой драной скатерти и один играл все роли недавно увиденного спектакля. Публика была в восторге. Именно здесь Фрунзика увидел художественный руководитель театральной студии. Поражённый драматическим талантом мальчишки, он пригласил его на репетицию. Паренёк был на седьмом небе от счастья!
Отцовское признание
В первое время Фрунзик пытался скрывать от отца, что играет на сцене. Но в Ленинакане, где все друг друга знали, делать это долго было невозможно. Однажды во время спектакля в зале появился отец. На протяжении всего действа он стоял, прислонившись к стене, и смотрел на сцену. А потом развернулся и вышел.
Фрунзик в тот день боялся идти домой и даже впервые в жизни выпил для храбрости. Но она ему не понадобилась - отец встретил его словами: «Сынок - ты талантливый актёр». Фрунзик, не ожидавший такого поворота событий, чуть не разрыдался.
На крыльях счастья!
Это было счастливейшее время в жизни Мкртчяна. Каждое утро он просыпался окрылённым и вдохновлённым и бежал на репетицию. В 20 лет его взяли в городской драматический театр, в 23 - приняли в Ереванский театральный институт без экзаменов сразу на второй курс как необыкновенно талантливого и подававшего большие надежды актёра.
В кино он дебютировал ещё студентом в эпизоде, но первую крупную роль ждать пришлось недолго. "Парни музкоманды" (1961), комедия об установлении советской власти в Армении, сразу сделали Фрунзика звездой. Его фирменные черты и умения - мгновенный переход от дураковатости к трогательности, мастерское обыгрывание своей нестандартной внешности - проявились одновременно и сразу. Ещё вчера никому не известный актёр получил звание заслуженного артиста Армении. Мкртчяну было только 30 лет.
Талант спустился с гор
Для сатирической комедии "Тридцать три" Георгию Данелии понадобился комик с характерной внешностью - играть итальянского учёного. Роль небольшая, зрителю практически не запомнилась (к тому же фильм 20 лет провалялся на полке). Зато индустрии запомнился Мкртчян. И в следующем, 1966 году он прославился уже на весь Советский Союз.
Разумеется, в "Кавказской пленнице" Фрунзик эксплуатировал все региональные стереотипы (чего, собственно, от него и требовал Гайдай). Играть там особенно было нечего, как и никому в этом фильме, который весь построен на гениальных гэгах. Всё эти "баранов - в стойло", почёсывание волосатой груди под зевок, "волюнтаризм", - наверное, мог сыграть любой хороший актёр, не только кавказец. Но Фрунзику удалось невероятное - сатирический, и даже весьма жёстко, образ недоцивилизованного горца он показал не просто мастерски, но и с филигранной тактичностью, исключающей какие бы то ни было обиды и нападки.
Убойный дуэт и настоящий триумф
Второй раз эту щепетильность и тонкое понимание предмета Мкртчян проявил как раз в "Мимино". Георгий Данелия сильно рисковал с дуэтом Кикабидзе - Мкртчян: отношения между грузинами и армянами никогда не были враждебными, но своеобразная ревность присутствовала всегда. Кстати, изначально вместо Рубика в сценарии был русский врач-эндокринолог из Свердловска (в исполнении Леонова), но Данелия вспомнил крошечную сцену из фильма "Не горюй!", где Мкртчян говорит Бубе: "А хочешь, конфетку дам? Нету", и зал в любой стране мира начинал ложиться от хохота. Так родился один из самых убойных дуэтов советского кино.
Здесь в отличие от "Кавказской пленницы" Мкртчяну уже было что играть - и что придумывать. Водитель Рубик Хачикян был такой же наивный, добрый и открытый, как сам актёр. Фрунзик импровизировал прямо на улицах Москвы в сильный мороз, на ходу сочинял реплики ("Я там так хохотался", "Такую личную неприязнь испытываю к потерпевшему, что кушать не могу!", "Я тебе один умный вещь скажу, ты только не обижайся"), превращая своего персонажа из заурядного Санчо во второго по значимости героя ленты, полноценного альтер эго Валико, его морального камертона и лучшего товарища, с которым они прожили всего несколько дней, но изменили друг друга навсегда. Это был уже полноценный триумф Мкртчяна, титулы, которыми его осыпали после "Мимино", были из тех, которые, что называется, не отнять.
Всенародный артист
Сногсшибательный успех и награды (в 1984 году он стал народным артистом СССР - такими званиями армянских киноактёров почти не баловали; Джигарханян, например, им стал на год позже) не изменили своеобразного статуса Фрунзика в кинематографе: главные роли ему по-прежнему давали только на малой родине. Среди них было немало проходных картин, пара замечательных, например "Мужчины", трогательная маскулинная мелодрама про четверых ереванских таксистов и одна выдающаяся - "Солдат и слон".
Единственный в карьере Фрунзика бенефис, щемящая история бойца, которому в двух шагах от Берлина начальство приказывает повернуть домой и конвоировать в ереванский зоопарк слона. Комизм тут полностью вытеснен лиризмом (хотя и смешные моменты тоже есть), а Мкртчян предстаёт действительно крупным драматическим артистом.
К шестидесяти он явно устал. И от невостребованности (Рубик из "Мимино" так и остался его последней большой ролью за пределами Армении), и от личных неурядиц. Помимо всегдашнего пристрастия к алкоголю (которым Мкртчян слегка бравировал: "Я понял, почему бездарности завоевали весь мир! Они совсем не пьют, встают утром все такие бодрые и все силы тратят на карьеру"), он чувствовал ответственность за судьбу супруги, страдавшей тяжёлым психическим заболеванием.
Загадочная Донара
Первой супругой Фрунзика стала однокурсница Кнара. Он женился на ней от досады, когда родители не позволили ему взять в жёны девушку, в которую он влюбился без памяти. Брак продержался всего год.
А потом в его жизни появилась юная прекрасная Донара. Она приехала в Ереван из его родного Ленинакана поступать в театральный институт. Общие знакомые попросили актёра помочь ей подготовиться к поступлению, а он, как только увидел девушку, потерял покой и сон. Правда, девушка часто ставила Фрунзика в тупик внезапными перепадами настроения. Тогда он принимал это за кокетство...
Фрунзику удалось завоевать сердце неприступной красавицы и уговорить выйти за него замуж. А через год у супругов родилась очаровательная дочка, потом сын. Молодая жена не пожелала быть домохозяйкой: она училась, играла в театре и даже снялась вместе с мужем в знаменитой «Кавказской пленнице» в роли супруги водителя товарища Саахова.
Жизнь в аду
Между тем их отношения уже в этот период были далеко не безоблачными. Донара всё чаще проявляла свой буйный темперамент: если муж хотя бы на полчаса задерживался в театре, она встречала его скандалом с истерикой. Когда он приходил домой навеселе, не впускала в дом или отправляла спать на балкон. Главным мотивом её «военных действий» была ревность: Донара не сомневалась, что муж ей изменяет направо и налево. Сначала актёру это казалось даже забавным, а потом Мкртчян вдруг осознал, что ему не хочется вечером идти домой, потому что там его ждёт ад.
Когда семейная жизнь стала совсем невыносимой, Фрунзик, по совету друзей, решил показать жену докторам. Уж слишком неадекватным стало её поведение. Он думал, что ей пропишут успокоительное, назначат какие-то процедуры... Диагноз, который сообщили врачи, был для любящего мужа настоящим ударом - тяжёлое психическое расстройство. Актёр использовал все свои связи, показывал её лучшим докторам, даже оттправил в лечебницу во Францию, но болезнь прогрессировала.
Дети остались без матери, и Фрунзик изо всех сил старался окружить их любовью и заботой. Он стал гораздо меньше играть в театре и сниматься. Но его ждал ещё один жестокий удар судьбы: выяснилось, что сын тоже страдает шизофренией. От такого артист запил пуще прежнего...
Погасшее солнце
Друзья, привыкшие к открытому нраву Фрунзика, не могли поверить в то, что он стал другим человеком. Теперь он, ещё недавно любивший шумные компании, стал сторониться людей. Но даже в таком состоянии он никогда не отказывал людям, обращавшимся к нему за помощью - неофициально Фрунзик выполнял обязанности народного депутата - делал, что было ему по силам.
Некоторое время Мкртчян мечтал о создании собственного театра, но у него уже не хватало жизненных сил на это: сломленный ударами судьбы, Фрунзик не хотел жить. Почему судьба была так жестока к нему и его родным? 29 декабря 1993 года 63-летнего артиста не стало. Хоронили Мкртчяна при свете автомобильных фар - свет в Ереване тогда практически не давали. Первый бокал в новогоднюю ночь 1994 армяне поднимали молча, без тостов и пожеланий, прощаясь со своим великим соплеменником.