Интервью с Патриком Роже — знаменитым мастером шоколада, которого сравнивают с Моцартом и Роденом
Сын провинциального булочника Патрик Роже начинал карьеру в пекарне отца, в 16 лет практиковался у известных европейских кондитеров, в 1994 году стал чемпионом мира по шоколадному искусству, а три года спустя открыл мини-фабрику. У Патрика множество наград и почетных званий, среди которых «Лучший шоколатье Франции» и орден Почетного Легиона. На сегодняшний день открыты 10 бутиков Patrick Roger: девять во Франции и один в России. В каждом из них — свой дух и дизайн, но всегда есть неотъемлемые элементы: знаковый изумрудный цвет, металл, дерево, стекло и, конечно, арт-объекты, созданные Патриком.
Мэтр шоколадного искусства успешно сотрудничает со знаменитыми люксовыми компаниями: Роже придумал для Dior персонализированный декор коробки, на день рождения Жан-Поля Готье создал шоколадную скульптуру плюшевого медведя, а для съемок Карла Лагерфельда декорировал шоколадом целый гостиничный номер. Дегустация шоколада, созданного Роже, — это не просто уникальный опыт, а незабываемая встреча с высокой французской гастрономией и мировым эталоном шоколадного мастерства.
Шоколад выдающегося качества с фирменным тиснением, знаменитые полусферы Amazone, изысканное пралине Instinct, наборы из 237 конфет в коробках длиной в метр, шоколадные скульптуры и произведения искусства — все это мир Патрика Роже, приобщиться к которому с августа 2020-го можно в подмосковном бутике, открытом в торговом центре Архангельское Аутлет на Новорижском шоссе. Место выбрано неслучайно. Первый бутик Patrick Roger во Франции был также открыт в пригороде, в Со, где сейчас находится мастерская и основное производство бренда. «Россия была для меня совершенно логичным выбором: у вас холодная страна, что хорошо для шоколада, и большое население, у которого есть страсть к сладкому», — объясняет мастер.
Из-за ограничений в путешествиях, связанных с пандемией, Патрик не смог присутствовать на открытии московского бутика, но спустя год приехал в Москву, чтобы устроить презентацию для журналистов, угостить гостей фирменным шоколадом и ответить на вопросы InStyle.
С чем у вас ассоциировался шоколад, когда вы были маленьким?
В детстве я не ел шоколада, потому что он казался мне отвратительным, хотя, могу признать, любил сладкое. У моих родителей была своя булочная. Пусть мне не всегда нравилось, что было на нашем столе, но мы жили в сельской местности, и это были свежие, качественные продукты. Переехав в Париж в 18 лет, я узнал, что существуют не только дешевые масс-маркет-шоколадки, но и качественные брендовые, из лучших натуральных ингредиентов.
То есть, можно сказать, вы с детства были гурманом?
Да, пожалуй. Сейчас уже сложно понять, что является моим врожденным, а что приобретенным талантом, но полагаю, что чувство вкуса — это врожденное. Это как в любви, в отношениях между мужчиной и женщиной — либо есть «матч», либо нет.
На ваш выбор профессии повлияли родители?
Ничуть. Отец не хотел, чтобы я был тем, кем я стал. И я учился в классе, который будто нарочно был подобран из неуспевающих ребят, впоследствии освоивших простые, хотя и важные профессии: рабочих, каменщиков, плотников. Я довольно рано отдалился от семьи — это были люди совсем иного склада, и разный менталитет создал дистанцию. Отец — довольно жестокосердый человек — не любил сюсюкаться с детьми и большую часть дохода тратил на себя. Мне нравится думать, что я совсем другой.
Что же повлияло на ваш выбор? Призвание?
Я не выбирал, на самом деле. До 18 лет никакого выбора передо мной не стояло, я просто работал. А потом мне повезло — меня уволили из булочников, я отправился в Париж и занялся шоколадом, что стало для меня настоящим открытием. С одной стороны, меня покорила эстетическая составляющая работы с шоколадом, а с другой, я стал понимать, что такое дисциплина, потому что шоколад требует серьезной дисциплины. На самом деле это очень сложная работа. В случае с выпечкой проще, вы и дома можете испечь булочки или хлеб. А в шоколадном деле все гораздо сложнее. На качество конечного продукта влияет разница температур в 0,1 градуса. Потому на производстве и для сохранения качества шоколада в бутиках мы поддерживаем температуру 17–18 градусов и запрещаем любые ароматические вещества, включая кофе и электронные сигареты.
Как думаете, почему шоколад стал таким важным продуктом для человечества?
Во-первых, это вкусно! Достоинство шоколада также в том, что у его вкусов, текстур и ароматов огромная палитра, сравнимая с видами вина. Шоколад — это не просто лакомство, он способен быстро вызывать чувства, воспоминания, наполнять эндорфинами. И это материал, который побуждает думать, творить, создавать.
В разговор вступает Матильда, подруга Патрика и операционный директор бренда: Прежде всего потому, что все более или менее согласны с тем, что шоколад — это удовольствие с элементом роскоши. Давным-давно шоколад был завезен в Европу как нечто экзотическое, приравнивался к люксовому продукту и считался напитком королей. Шоколад всегда ассоциируется у нас с чем-то приятным: с детством, любовью, подарками, добрыми эмоциями. И поскольку мы живем в не слишком приветливом мире, нам нравится время от времени баловать себя чем-то вкусным и изысканным.
Какой шоколад вы предпочитаете использовать в производстве?
Шоколад отличается массой вкусовых качеств — тонкий, изысканный, насыщенный, — и его вкус зависит от качества какао-бобов. В мире 47 стран-производителей какао-бобов, но мы предпочитаем сырье из Мадагаскара, островной страны, где растет лучшее в мире какао. Мадагаскарские бобы были выбраны эмпирически: я буквально объедался шоколадом, дегустируя разные варианты. (Смеется.)
А сколько шоколада вы съедаете в день?
От 50 до 80 конфет в день. Если они вкусные.
Матильда: 700 граммов, это правда.
Да вы счастливчик! Редкому шоколатье удалось бы сберечь фигуру при такой любви к своему продукту. Кстати, ваш бренд отличает не только суперкачественный шоколад, но и стильный интерьер бутиков, узнаваемый дизайн упаковки, вебсайта, соцсетей. Это тоже ваша зона ответственности?
Все, что касается бутиков, — да, это моя работа. Что касается соцсетей, я не очень в этом разбираюсь, этим занимается Матильда.
Матильда: В каждой точке соприкосновения с нашими клиентами мы стараемся придерживаться единой эстетической концепции, в том числе в дизайне. Что, в свою очередь, неразрывно связано с арт-работами Патрика, потому что он гениальный художник и скульптор, создавший порядка 150 скульптур. Какие-то из них выставлены в бутиках, какие-то продаются на международных аукционах. Он пока не слишком известен как скульптор в России, но очень популярен в Париже и Европе.
В каких пространствах, кроме фирменных бутиков, можно полюбоваться на работы Патрика Роже?
В двух бутиках бренда в Париже есть постоянные обновляемые экспозиции. Кроме того, мои скульптуры выставляются аукционным домом Christie's, в штаб квартире ЮНЕСКО в Париже, музее Родена, замке Шомон сюр Луар, частном замке в Нормандии, на международных ярмарках, а также в арт-пространстве 21 21 в Токио, созданном Тадао Андо специально для Иссэя Миякэ. Я бы хотел устроить выставку своих произведений и в России.
Я всегда делаю сначала фигуры из шоколада, а затем из глины, металла, стекла и других материалов. Знаете, как Роден, который сначала лепил из глины, потом исполнял скульптуру в мраморе или металле. Я все делаю из шоколада, потому что изначально мое искусство — это шоколад. Стол, который вы видите в подмосковном бутике, изумрудный цветок на стене тоже сначала были сделаны из шоколада. Мне нравится выставлять свои скульптуры в местах, которые для того не предназначены. А исключительность (и сложность) моего искусства в том, что с шоколадом как с материалом для создания скульптур еще немногие знакомы.
Арт с шоколадом — изысканное и соблазнительное сочетание.
Это действительно так. У меня есть мечта — открывать шоколадные бары при крупных музеях: люди могли бы одновременно наслаждаться культурой и восхитительным вкусом конфет.
Ваш бизнес можно назвать семейным. Какими секретами надо обладать, чтобы, будучи в отношениях, работать вместе без проблем и конфликтов?
Я считаю, что дело не в условностях и стереотипах о том, что семейный бизнес обеспечивает дополнительные сложности. До тех пор, пока ты соблюдаешь определенные правила, основанные на системе личных ценностей, все будет хорошо. И мне приятно знать, что Матильда разделяет мои ценности.
Матильда: Сложно, когда члены семьи работают с тобой лишь потому, что так принято, чтобы продолжать семейное дело, или потому, что их надо куда-то пристроить. У Патрика, к счастью, все наоборот: его сестра и брат работают с ним, поскольку искренне вовлечены в дело, а не потому, что им так удобнее.
Как думаете, шоколад сплачивает?
Я часто говорю, что в любовных делах шоколад является залогом успеха. Не как атрибут Дня святого Валентина и символ поп-романтики, а как эстетический нюанс, который задает верный тон в развитии чувств и отношений.