Добавить новость

От Моцарта — к Равелю!

Belcanto.ru
285

«Оперный класс» вспомнил детство и подарил волшебство

Молодежный образовательно-творческий проект «Оперный класс» — ноу-хау, которое под эгидой Благотворительного фонда Елены Образцовой родилось в Москве три года назад. В 2019 году всё начиналось с Россини – с подготовки молодыми певцами партий в постановке «Золушки» (на базе спектакля театра «Новая Опера») и их участия в монографической программе «Россини-гала» в Большом зале консерватории. В 2020 году этот проект в весьма оригинальном инновационном формате, что называется, на злобу пандемийного дня, обратился сразу к трем названиям знаменитой триады Моцарта на либретто Лоренцо да Понте, сплетенным в единый драматургический клубок музыкально-театрального шоу.

Наконец, на третий год своего существования проект сделал неожиданно резкий крен в сторону импрессионистских звучностей Мориса Равеля. Резкий – вовсе не потому, что сам выбор музыкального материала не заслуживает внимания – конечно же, нет! Просто в прошлых «редакциях» «Оперных классов» законное внимание уделялось техническим, стилистическим и артистическим аспектам исполнения вокальной музыки двух великих стихий (бельканто в лице Россини и классицизма в лице Моцарта), а вокальная музыка Равеля в океане мирового импрессионизма – лишь небольшое, но весьма «юркое» течение. Одноактный опус «Дитя и волшебство» сего композитора, к которому обратился «Оперный класс» в 2021 году, – де-факто опера-балет, лирическая фантазия в стиле французского импрессионизма, а не французская opéra lyrique как ипостась романтизма XIX века.

Именно поэтому собственно вокальные задачи данного опуса Равеля – принципиально иные, чем, скажем, у Гуно или Массне, и на первый взгляд непонятно даже, чтó молодым певцам постигать в стиле Равеля хотя бы потому, что сквозным персонажем этой мини-оперы является лишь Дитя, а его Мать и все многочисленные другие герои, оживающие в воображении Мальчика (люди, неодушевленные предметы и мир природы в проявлениях флоры и фауны), – персонажи-эпизоды. И как ни парадоксально, для всех героев, кроме Мальчика и его Матери, важен не столько даже вокальный пласт, сколько харáктерно-пластическое перевоплощение: недаром ведь по специфике жанра сей опус Равеля – опера-балет. А в обсуждаемом образовательно-творческом проекте он весьма органично вобрал в себя еще и фрагменты другого опуса Равеля – балета «Сон Флорины» («Матушка-гусыня»).

И всё же, как ни крути, вокальное воплощение каждого из персонажей-эпизодов – задача отнюдь не простая, тем более что, в отличие от постановки театра «Новая Опера», ее адаптация на новой сценической площадке, принявшей обсуждаемый проект, исполняется теперь на языке оригинала – французском. А это значит, что вокальным педагогам и языковым коучам есть чем заняться! Кроме этого, несмотря на очевидную камерность весьма простого – даже банального – сюжета, оркестр Равеля – отнюдь не камерный, а очень даже плотный и «многосоставный». Так что к театральному воплощению детского мини-опуса всегда приходится подходить, как к взрослой опере: без профессионалов (певцов-солистов, артистов хора, полновесного оркестра и дирижера) она немыслима! Как и в прошлые годы, музыкальным руководителем и дирижером проекта «Оперный класс» стал инициатор его рождения Дмитрий Корчак, который на относительно новом для него поприще за последние годы успел уже зарекомендовать себя вполне уверенно.

Итак, показы оперы «Дитя и волшебство» Равеля состоялись 6 и 7 декабря 2021 года на сцене Детского музыкального театра юного актера. Режиссерами обучающей постановки в рамках проекта «Оперный класс» стали художественный руководитель названного театра Александр Фёдоров и Екатерина Василёва, которая в 2012 году как раз и осуществила постановку этого опуса в московской «Новой Опере». Очень трудно судить о вкладе в этот спектакль первой из двух названных персоналий, ибо казалось, что на сей раз постановка Екатерины Василёвой просто перебежала из сада «Эрмитаж» в Каретном ряду на улицу Макаренко на Чистых прудах… Сценографический реквизит, видеографические решения с использованием проекционного задника-экрана и необычайно креативные, изумительные костюмы, апеллирующие к абстрактно изящным, легко считывающимся ассоциациям, и сама волшебная оркестровка Равеля тотчас же вызвали мощное ощущение déjà vu.

В свете новых условий перенос спектакля с небольшой по габаритам сцены «Новой Оперы» на совсем крошечную площадку Детского музыкального театра юного актера, обретшую статус новой постоянной сцены этого театра после завершения реконструкции здания в марте 2021 года, потребовал изменения многих режиссерских мизансцен и постановочной «подгонки». И всё же новый спектакль – скорее модифицированный старый с вливанием в него новых творческих сил и, главное, певцов-солистов, отобранных в рамках «Оперного класса» этого года. В молодежном образовательно-творческом проекте принял участие Московский камерный оркестр Musica Viva, который доукомплектовался до необходимого состава, и поэтому одной оркестровой ямы при размещении музыкантов попросту не хватило: пришлось задействовать для этого и первые ряды зрительного зала.

Художественного руководителя и главного дирижера оркестра Musica Viva на этом проекте «заменил», как было сказано ранее, Дмитрий Корчак, а к музыкантам и дирижеру примкнули Камерный хор Московской консерватории (художественный руководитель – Александр Соловьев) и учащиеся Московского хорового училища имени А.В. Свешникова при Академии хорового искусства имени В.С. Попова. В постановочной команде вместе с режиссерами Екатериной Василёвой и Александром Фёдоровым, конечно же, по-прежнему значатся сценограф Александр Арефьев, художник по костюмам Мария Чернышёва и видеодизайнер Александра Комарова, а художника по свету программа на сей раз почему-то не называет. Как видим, речь о «ротации» постановочных кадров практически не идет…

«Оперный класс» – это часть долгосрочного международного проекта Фонда Елены Образцовой «Голоса наследия». Он осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов, и для участия в проекте 2021 года (19 ноября – 7 декабря) были отобраны 53 певца из разных регионов России (Астрахани, Екатеринбурга, Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Симферополя, Уфы), а также ближнего (Кишинева) и даже дальнего зарубежья (Вены и Кракова). Полный цикл подготовки певцов для оперного спектакля Мориса Равеля «Дитя и волшебство» включил в себя мастер-классы с известными вокальными педагогами, работу с концертмейстерами, языковой тренинг, репетиции с оркестром, а также работу с режиссерами по созданию сценических образов.

В числе педагогов проекта – Дмитрий Вдовин (руководитель Молодежной оперной программы Большого театра России), Марина Мещерякова (сопрано, оперная певица), Сергей Лейферкус (всемирно известный баритон, оперный певец), Юлия Синица (коуч по французскому языку). К обучающему проекту также были привлечены ассистент дирижера (студентка Новосибирской консерватории Анастасия Вельт) и команда концертмейстеров (Валерия Прокофьева, Елизавета Малашенко, Александр Широков, Елизавета Дмитриева, Евгения Тейфикова и аспирант Московской консерватории из Франции Юго Мартен).

Опера «Дитя и волшебство» стала главным направлением образовательного проекта, но было в нём и творческое ответвление, связанное с исполнением вокальной камерной музыки русских композиторов в большом спектре эпох и стилей. Участники выбирали произведения сами, и путь постижения их стиля, овладения техникой они смогли пройти с Сергеем Лейферкусом в тандеме с выдающимся концертмейстером и педагогом Любовью Орфеновой, а на финишной прямой принять участие в двух вечерах камерной музыки с разными программами под названием «Антология русского романса» (26 и 27 ноября). Так что «Оперный класс» – 2021 выявил двунаправленный вектор вокального творчества.

Внимание на этом акцентировано исключительно ради полноты творческой картины, но рецензенту в удивительно теплую и радушную атмосферу проекта довелось попасть на финальном аккорде 7 декабря, и детский мир оперы Равеля, созданный руками взрослых, но увиденный глазами детей, не замедлил подарить и наивное очарование, и подлинное волшебство! С первых тактов музыки, с первых же визуальных впечатлений стало ясно, что к своей работе постановочная команда отнеслась явно «по-взрослому». Что и говорить, одно из изумительных воплощений «взрослой сказки» о том периоде беззаботного детства, когда не хочется слушаться родителей, а лишь делать всё им наперекор, вновь, как и девять лет назад, всецело завладело зрительским и слушательским вниманием…

«По-взрослому» вовсе не значит, что спектакль – не для детей. «По-взрослому» значит, что детский спектакль, который, уверен, приведет любого ребенка в неописуемый восторг, обязательно захватит и взрослых, заставив на час сценического времени погрузиться в мир сказочных превращений и самых «настоящих» театральных чудес. По всем приметам, нас погрузили в очень современную и добрую сказку, в которой замкнутое пространство детской комнаты в многоквартирном доме существует как само по себе, так и в контексте большого «живого социума», внутри которого проходят и другие параллельные жизни, высвечиваемые на видеопроекционном «панно с окошками» вокруг комнаты Мальчика.

Либретто оперы (1925) написано известной французской писательницей Сидони-Габриэль Колетт, некогда блистательной звездой эпохи fin de siècle. Запертый Мамой за непослушание в своей комнате, вполне «большой ребенок» школьного возраста выражает свой протест, круша и ломая подряд все свои вещи. И начинается театральное волшебство: вещи оживают, предъявляя свои претензии к Мальчику, но волшебство на этот раз – не в живописной реалистичности, а в очень тонкой и продуманной до мелочей абстрактности, ведь из всех воображаемых героев, с которыми приходится иметь дело Мальчику, лишь Принцесса, Пастух с Пастушкой да ряд хоровых персонажей принадлежат миру людей.

Но ведь артистам в этой опере, как уже отмечалось, приходится воплощать не только образы людей, но и многочисленных представителей флоры и фауны, не говоря уже о неодушевленных предметах – и подчеркнуто смелым «объемно-конструкционным» идеям художника по костюмам, делающих образы живыми, просто нет числа! Визуализации всех таких образов от Кресла и Кушетки до Лягушки и хорового «миманса» Травы невероятно элегантны и, главное, стопроцентно узнаваемы, и для детской зрительской аудитории сей «момент истины» очень важен! При этом и режиссерски «характеры» таких необычных персонажей воплощены на редкость достоверно и даже «психологически продуманно».

Не будем забывать, что эта сказка – моралистическая: «плохой» и недобрый Мальчик становится «хорошим» и добрым, но для этого он должен пройти через все испытания и недружелюбное отношение к нему со стороны того мира, которому он сам причинил много зла. Это происходит, когда замкнутое пространство его комнаты расширяется поистине до объемов Вселенной, только не «простой», а сказочно-театральной: в данном случае это волшебный лес или сад. И сценографическая метаморфоза театрального пространства, и само его художественное решение предстают настолько безотчетно притягательными и «философски загадочными», что от них просто невозможно оторвать взгляд.

В финальной «потасовке», устраиваемой Мальчику зверями и птицами, случайно ранят Белку – и тот ее спасает. Он прощен. Обратная метаморфоза сцены – и нравственно преображенное Дитя вновь оказывается в свой комнате, а на испуганный зов ребенка, сначала непослушного и легкомысленного, а затем в одночасье повзрослевшего, приходит любящая его Мама. В оригинале главная партия поручена меццо-сопрано en travesti, но на втором спектакле 7 декабря травестийность была снята, ибо в уста протагониста был вложен детский голос Михаила Кауфмана. И этот юный певец-артист на полном серьезе удивительно возвышенно и трепетно рассказал нам «весьма правдоподобную» историю маленького Мальчика – историю, одинаково очаровавшую и детей, и взрослых…

Фото предоставлены Благотворительным фондом Елены Образцовой

Добрые дела на высоте 10000 метров: Леонид Агутин и звёзды устроили благотворительный концерт над облаками

Рейс вдохновения: благотворительный концерт Агутина и Socrat & Lera на высоте 10 000 метров

Игорь Бутман выступит на джазовом фестивале в Твери

VK Fest раскрыл список артистов, которые примут участие в шоу VK Мегамикс

Новости тенниса


Андрей Рублёв

Рублев: Нельзя показывать никаких слабостей Алькарасу



Все новости по теме на сегодня

Вольфганг Амадей Моцарт в новостях



VK Fest раскрыл список артистов, которые примут участие в шоу VK Мегамикс

Путь к мечте: марафон и полеты на параплане подопечных фонда «Жизнь в Движении» в Санкт-Петербурге

Рэпера OG Buda оштрафовали на 50 тысяч за пропаганду наркотиков в четырех песнях

В Курской области откроют первый филиал федерального музея имени Свиридова


Авто в России и мире

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Уимблдон

Шнайдер проиграла Парри во втором круге Уимблдона





Семья невесты Лепса Авроры Кибы за лето потратила около 25 миллионов рублей

Студия Звукозаписи в Москве. Создание Песен, Музыки, Аранжировок.

Новый «Моцарт» для «Спартака». Станковичу везут из «Милана» французского плеймейкера

У дочери Самойловой появился близкий друг: Джиган уже познакомился с мальчиком



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Здоровье

Как погода влияет на посещение кабинета врача?



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости