От Моцарта до Введенского: летние новинки «Мелодии»
Тематический разброс изданий нашего знаменитого звукозаписывающего лейбла, как всегда, впечатляет, в чем можно убедиться, ознакомившись с недавно вышедшими релизами.
«Только Моцарт!»
Камерный оркестр «Дивертисмент» под руководством Ильи Иоффа благодаря нестандартному подходу создал интересную и изысканную программу интерпретаций моцартовской музыки. Все сочинения, вошедшие в альбом, не являются «оригиналами», то есть представляют собой переложения для струнного состава, выполненные различными немецкими музыкантами XIX–XX столетий. Любопытно, что ни одно из записанных переложений до сего времени не числится ни в одном из каталогов звукозаписи.
Большая часть подобных работ явно не рассчитана на серьезную концертную аудиторию, она скорее ориентирована на любительское, «домашнее» исполнение — и тем не менее переложения для струнных впечатлят самого искушенного меломана. На диске представлены: знаменитая Симфония соль минор, переложенная младшим современником, другом семьи и знатоком творчества Моцарта Петером Лихтенталем; двухрояльная соната Ре мажор (KV 448), интерпретированная для двух скрипок знаменитым скрипачом романтической эпохи Фердинандом Давидом (Илья Иофф дописал к ней оркестровую партию); увертюра к «Дон Жуану», адаптированная для струнных и фисгармонии. Бонусом к программе является переложение маленького шедевра позднего Моцарта — Adagio (KV 580a), в оригинале написанного для ансамбля духовых.
В фонограмме, записанной в прошлом году в Лютеранской церкви Св. Екатерины в Санкт-Петербурге, приняли участие Лидия Коваленко (скрипка, альт), Илья Иофф (скрипка), Вячеслав Агабеков (альт), Серафим Волков (виолончель), музыканты камерного оркестра «Дивертисмент».
Борис Чайковский
«Сюита из музыки к радиопостановке «Пингвиненок» («Детская сюита»)
Помимо созданных им масштабных сочинений для взрослых слушателей, Борис Чайковский известен и как автор произведений для юных меломанов. Фирма «Мелодия» впервые выпускает его «Сюиту из музыки к радиопостановке «Пингвиненок» по одноименной сказке Льва Аркадьева. Считавшаяся утерянной и по этой причине не значившаяся в официальном перечне произведений композитора, рукопись лишь недавно была обнаружена Обществом Бориса Чайковского...
Наибольшую популярность Борис Александрович приобрел в середине прошлого века благодаря большим инструментальным сочинениям, изящным камерным пьесам, а также популярным произведениям: его музыка звучала в радиоспектаклях «Свинопас» и «Новое платье короля» по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена, в мультфильме «Лоскутик и облачко», киноленте «Айболит–66» режиссера и сценариста Ролана Быкова.
В текущем году музыкальное сообщество отмечает 100-летний юбилей Бориса Чайковского. К этому событию фирма «Мелодия» готовит большое издание записей. А пока вниманию слушателей (прежде всего юной аудитории) предлагается симпатичная сюита, исполненная в 1962 году кларнетистом Николаем Назаруком, гитаристом Василием Рысковым, пианистом Абрамом Дукором, аккордеонистом Израилем Аграновским, контрабасистом Анатолием Колесниковым и ударником Ильей Шнейдером.
Николай Громин
«Блюз для Тэда»
В прошлом году при работе над переизданием записей выдающегося джазового дуэта гитаристов Николая Громина и Алексея Кузнецова редакторы «Мелодии» нашли неопубликованную мастер-ленту 1991 года с фонограммой сольного альбома Громина: пять ранее неизданных композиций, записанных гитаристом вместе с контрабасистом Виктором Двоскиным и барабанщиком Виктором Епанешниковым. Пленку, получившую название «Блюз для Тэда», очевидно, планировалось официально издать в конце 1991-го, но известные августовские события помешали осуществлению этих планов.
Заглавная композиция посвящена другу и коллеге Громина — знаменитому американскому трубачу Тэду Джонсу, звезде оркестра Каунта Бейси, с которым гитарист познакомился в Копенгагене и играл в его легендарном биг-бэнде. В альбом также вошли авторские интерпретации джазовой классики: My Funny Valentine, When Sunny Gets Blue, Alone Together и Theme for Ernie...
В период оттепели Николай Николаевич сыграл заметную роль в возрождении советского джаза, став одним из немногих, кто сумел вписаться в профессиональную джазовую среду за рубежом и добился там значительных успехов. Мастерство Громина высоко ценили как западные, так и отечественные эксперты. Так, известный джазовый критик Уиллис Коновер отмечал естественное сочетание блюзового звучания громинской гитары с русскими музыкальными традициями, а композитор и дирижер Юрий Саульский вовсе считал дуэт Громина и Кузнецова «ансамблем мирового уровня».
«Кто?»
Стихи, рассказы и сказки Александра Введенского и о нем самом
Запись цифрового издания пластинки «Кто?» со стихами Александра Введенского была сделана в 1979 году по инициативе и при активном участии исследователя творчества обэриутов Владимира Глоцера и впервые выпущена «Мелодией» в 1981-м.
Творчество Введенского, яркого представителя русского авангарда, участника круга ОБЭРИУ, корифея абсурда, а также поэта и философа, при жизни самого литератора широкому, «взрослому» читателю известно не было. Оно десятилетиями тайно хранилось друзьями и лишь многие годы спустя стало предметом заслуженного поклонения.
Что же касается детских стихов и рассказов Александра Ивановича, то они, наоборот, публиковались в газетах и журналах, выходили отдельными книгами. По свидетельствам современников, Введенский, в отличие от своего друга и единомышленника Даниила Хармса (последний, как известно, писал для самых маленьких исключительно ради заработка), очень любил детей и радовался, когда они получали в подарок его книги...
Пластинка «Кто?» названа в честь стихотворения Введенского. Помимо одного из самых знаменитых опусов автора, сюда вошли и другие стихи, а также рассказ «Сережа Титов» и обширный фрагмент из книги «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке». Тексты читают знаменитые советские артисты: Зиновий Гердт, Ростислав Плятт, Маргарита Корабельникова и Борис Иванов. Чтение сопровождает экспериментальная, но при этом довольно мелодичная музыка Сергея Слонимского. К релизу прилагается буклет с текстами режиссера пластинки Владимира Глоцера, а также исследователя детской литературы, библиографа и комментатора Введенского Кирилла Захарова.