Мы в Telegram
Добавить новость

Снижение доли контрафакта повысит конкурентоспособность российской электроники, но придется оплачивать маркировку, которая обходится дешевле только при больших масштабах производства

Антон Немкин
266

Маркировка товаров работает на достижение общего блага, а не на интересы предприятий или отраслей

Так прокомментировали в Госдуме РФ решение о введении отраслевого сбора в радиоэлектронной промышленности, а также о запуске с 1 апреля эксперимента по маркировке светотехники. Такое решение приведет к минимальным издержкам для производителей и цифровых торговых площадок, убеждены и эксперты финансового рынка. Кроме того, по ожиданиям ИТ-специалистов и производителей высокотехнологичной продукции, отраслевой сбор позволит инвестировать в развитие внутрироссийского производства, а маркировка поможет постепенному очищению рынка от контрафактной продукции.

Национальная система цифровой маркировки и отслеживания товаров «Честный ЗНАК» охватывает 14 товарных групп и более 570 тысяч участников. Обязательной маркировке подлежат лекарственные препараты, табачные изделия и никотиносодержащая продукция, молочные товары, бутилированная вода, меховые изделия, обувь, товары легкой промышленности и туалетная вода, а также шины, кресла-коляски, вело- и фототовары.

Ранее вице-премьер, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров пояснил, что в результате внедрения системы маркировки выигрывают, прежде всего, потребители, так как за счет отслеживания пути товаров с момента выхода на рынок до продажи на кассе создается их «цифровой след». Таким образом, потребитель может подать жалобу через мобильное приложение в уполномоченные контрольные органы по конкретной единице продукции, а ее маркировка поможет сотрудникам контрольно-надзорных органов оперативно отреагировать и запустить адресную проверку. По мнению главы Минпромторга, благодаря такому механизму рынок постепенно очищается от нелегальной и некачественной продукции, так как удается быстро выявить хозяйствующие субъекты, допускающие нарушение прав потребителей.

Министр отметил, что система маркировки последовательно интегрируется с информационными системами других ведомств, в том числе тех, что отслеживает сырье для производства готовой продукции. «Например, "Меркурий" для молочной продукции, “Роснедра” для воды и ЕГАИС для лекарств, парфюмерной продукции и в последующем пива. Это позволяет получать подтверждение, что на полки в магазины попадает товар, для производства которого использовано соответствующее требованиям качества и безопасности сырье», - заявил Денис Мантуров.

Маркировка вводится адресно по каждой из категорий товаров. Сейчас в перечень маркируемых светотехнических товаров включены розетки, светочувствительные проводники, лампы и непосредственно светотехника. Предусмотрено и последующее расширение перечня товаров радиоэлектронной продукции. Оператором системы назначено ООО «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ). Перспектива запуска эксперимента вызвала бурную дискуссию российских производителей светотехники и радиоэлектронной продукции: если одни прогнозируют повышение конкурентоспособности российской электроники на внутреннем рынке, другие предупреждают, что подобные ограничения могут привести к резкому росту цен из-за необходимости увеличить объем производства. Аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын считает, что доля истины есть и в тех, и в других заявлениях, но замечает, что эксперимент как раз и позволит выяснить, к каким последствиям приведет внедрение системы маркировки в производстве электронного оборудования.

«Снижение доли контрафакта благодаря маркировке повысит конкурентоспособность российской электроники, – эта мера уже опробована в других отраслях, но придется оплачивать маркировку, которая, действительно, обходится значительно дешевле при больших масштабах производства. Если бы кто-то мог точно оценить относительное влияние этих двух противодействующих друг другу факторов, то не потребовался бы эксперимент. Но оценить сложно, поэтому и вводится пилотный период», - сказал Леонид Делицын.

Пока остается открытым вопрос, не нарушит ли повсеместная маркировка планы роста российских маркетплейсов: еще в 2022 году ведущие площадки выражали опасения, связанные с массовым ростом цен на товары. Обязанность по маркировке товаров действительно повышает издержки маркетплейса, так как они возлагаются не на производителя, а на продавца.

«Такие издержки оценивали менее чем в 1% при стоимости товара выше 10 тысяч рублей и в несколько процентов при стоимости в тысячу рублей. Однако на формирование окончательной цены для покупателя влияет много факторов, включая и маркировку, но не она оказывает определяющее влияние, к тому же этот фактор действует однократно, в отличие от других, например, та же инфляция воздействует на колебания цены постоянно. Судя по тому, что маркетплейсы до сих пор не обнародовали собранные самостоятельно или с помощью сторонних исследователей данные о влиянии маркировки на ценообразование и не устрашают их результатами правительство и россиян, издержки не настолько велики, чтобы регулярно привлекать к ним внимание», - уверен аналитик ФГ «Финам».

С ним согласен и член комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «Защита прав потребителей должна стать решающим доводом для принятия решений в этой сфере. Ущерб, который как обществу, так и отдельным гражданам наносит распространение контрафактных товаров, предметов, не прошедших проверку и изготовленных из вредных или ядовитых материалов, дорогостоящие подделки, которые не приносят своим владельцам той пользы, на которую они рассчитывали при покупке, уже давно исчисляется в астрономических цифрах. Такого не может себе позволить ни одна экономика мира. Главная цель введения маркировки состоит именно в защите от контрафакта и некачественных товаров, и в этом смысле дополнительная маркировка работает на достижение общего блага, а не на интересы отдельных предприятий или отраслей. Именно так и должно действовать государство в социально значимых вопросах. Тем более что со временем после небольших издержек, связанных с внедрением новых методов в производстве, любой эффективный и правильно выстроенный бизнес все равно возвращается в более или менее равновесное состояние», - подчеркнул Антон Немкин.

Он так же напомнил, что защита прав российских потребителей от некачественной продукции предусмотрена Народной программой «Единой России», и работа «Честного ЗНАКа» помогает решать многие задачи программы партии. «Маркировочный ИТ-продукт «Честный ЗНАК» защищен криптографическими технологиями, разработанными отечественными производителями, а все данные системы хранятся в России.

«Это позволяет обеспечить высокий уровень защищенности и устойчивость ко взломам. Криптографические алгоритмы эффективно защищают системы от несанкционированного прочтения и копирования, нарушения целостности либо уничтожения и фальсификаций, причем такая защита остается устойчивой, даже если данные передаются в ненадежной среде. В серверную группировку «Честного ЗНАКа» входит более 1500 серверов, в результате чего система выполняет в секунду около 600 тысяч операций, а это значительно больше, чем у таких, например, иностранных гигантов, как Uber и Neflix. В системе накоплен колоссальный объем данных, и только в 2022 году система обработала более 1,5 млрд электронных документов и помогла проверить более 115 млн товаров», - добавил Антон Немкин.

Точка зрения авторов может не совпадать с позицией редакции

Екатеринбуржец исполнил хит Shaman’а в метро и получил тростью от бабушки

Экс-солистка "ВИА Гры" посетила концерт Земфиры в Испании

Концерт "Русская душа"

«Синий троллейбус» будет курсировать по улицам Иркутска 9 и 10 мая под песни Булата Окуджавы

Новости тенниса


Полина Михайлова

Россиянка Михайлова стала чемпионкой Франции по настольному теннису



Все новости по теме на сегодня

Антон Немкин в новостях



После резкого поста о Надежде Стрелец мама Тимати вступила в дискуссию с подписчиками и неожиданно упомянула Ксению Собчак

Балерина Анастасия Волочкова снялась в бассейне на Мальдивах

Певица Жасмин подарила сыну на свадьбу роскошную квартиру в Москве

Лидер «Алисы» Кинчев рассказал, что умерший Тропилло многое сделал для группы


Здоровье в России и мире

PR

Весь PR

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Классика

Музыка

Новости тенниса

Новости тенниса


Елена Рыбакина

Рыбакина узнала неприятную новость перед "казахстанским дерби"





Тимати показал повзрослевшего сына от модели Анастасии Решетовой

Басков рассказал, что предпочитает гостевой брак и девушек не моложе 28 лет

Баста: если Акинфеев на десять минут выйдет за «СКА‑Ростов», мы все будем плакать

Селена Гомес начала терять подписчиков в социальных сетях из-за нового возлюбленного



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Жизнь

Вседозволенность азербайджанской диаспоры в России или как пантюркистские националисты 29 апреля перекрыли улицу в центре Москвы



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости