Николай Луганский: «Популярность музыканта – вещь непредсказуемая»

5 июня концерт известного пианиста открыл музыкальную программу Платоновского фестиваля. Николай Луганский исполнил сонаты Бетховена и Глазунова, прелюдию Баха и семь этюдов-картин Рахманинова, а после побеседовал с воронежскими журналистами. Николай Луганский – один из самых талантливых и невозмутимых музыкантов современности. На его выступлениях гаснет свет, звонят телефоны, взрываются лампочки, осыпая сцену сотней мелких осколков, а он продолжает играть, не замечая всего этого.

– То, что происходит во время концерта, когда что-то удается или не удается, вдохновляет и ужасает меня значительно сильнее, чем громко разорвавшаяся лампа, – говорит он. – Как-то месяца полтора назад полностью погас свет минуты на четыре, я продолжил играть. По сравнению с тем, что в этот момент происходит на сцене, это незначительно. Каждый раз пианист играет в новом зале, на новом рояле и это гигантское отличие от скрипача, гобоиста, виолончелиста… Каждый раз все по-другому. Ты чувствуешь себя по-разному: когда-то выспался и полон сил, когда-то тяжелейший график или не вполне здоров. Поэтому я не отвлекаюсь, если где-то зазвонит телефон, почти на каждом концерте это случается.

О публике и ее отсутствии

– Воронежская публика прекрасна и доброжелательна. Чувствуется, что люди действительно хотят, чтобы у исполнителя все получилось как можно лучше, чтобы он был счастлив. От зрителей исходит невероятное тепло.Но иногда я ловлю себя на мысли, что мне трудно начинать концерт. Особенно с новыми сочинениями. Думаю, если бы я стал играть в пустом зале, закончил первое произведения, после чего публика бы возникла и захлопала – было бы легче. Но Денису Мацуеву, к примеру, такое бы в голову не пришло, он с первой секунды рад видеть зрителей.

Я играл онлайн-концерты. То, что нет реакции после, конечно, огорчительно и не дает подпитки. С другой стороны, музыкант получает богатый и разнообразный опыт, когда записывает в студии или большом пустом зале. Это нормальная ситуация. Знание того, что в данный момент трансляцию слушают десятки тысяч людей, помогает. Хотя, конечно, непосредственный отклик публики очень важен.

Репертуар пианиста – невообразимый океан. Не хватит 5-6 жизней, чтобы сыграть то великое, что написано для рояля.

О редко исполняемых сочинениях

Гостям Платоновского фестиваля невероятно повезло. Можно сказать, они побывали на премьере. Николай Луганский исполнил вторую сонату Глазунова всего в третий раз.

– Так получилось, что в первом отделении исполнялось самое известное сочинение Бетховена «Лунная соната» и вторая соната Глазунова, которую я очень люблю, но только-только начал играть. Она самая новая в моем репертуаре. По тому, как люди слушали, я понял, что многих эта музыка затронула.

Я не адаптирую программы под конкретные мероприятия, если влюблен в произведение, исполняю его в Берлине, Москве, Воронеже… Концерт для меня (неважно играю я его или слушаю) – это то, что существует в данный момент независимо от места, времени и того, что было до и будет после. Я не воспринимаю выступление как часть фестиваля. Самое великое, что есть в мире – звучащая в данный момент музыка.

Я безумно люблю Глазунова. Считаю, что это великий русский композитор в одном ряду с Чайковским, Скрябиным, Бородиным, Мусоргским. Кто-то не согласится, но это один из лучших симфонистов. Все его восемь симфоний очень разные, выдающиеся, не говоря уже о тех немногих сочинениях, которые все знают – «Раймонда», «Времена года», скрипичный концерт. Думаю, что когда-нибудь исполню его первую сонату.

Полтора года назад швейцарский организатор фестиваля в Люцерне спросил, не хочу ли я сыграть сольный концерт, чтобы там обязательно была одна из сонат Глазунова. Я тут же сказал: «Да! С большим удовольствием». Она вошла в программу, но наступила пандемия, карантин. Концерт перенесся на этот май, но все равно не состоялся. Я предполагал сначала сыграть эту сонату в Европе – в Швейцарии, во Франции, но моя премьера произошла в России.

Если говорить о не самых популярных произведениях, в следующем сезоне надеюсь впервые сыграть третий концерт Метнера. Есть мысли о музыке Нильсена и Сибелиуса.

Струнные квартеты Бетховена для меня более важны, чем его симфонии.

О любимом деле и высшей форме существования

– Я еще не достиг вершин возраста или самоуверенности, чтобы, говоря о себе, употреблять слово «миссия». У меня есть обязанность, любимое дело, искусство. Я люблю музыку независимо от того, играю ли ее, слушаю записи или читаю ноты. Она существует в разных проявлениях. Есть масса качественных записей на дисках и пластинках, на телефоне можно послушать в средненьком качестве, найти в YouTube массу всего, можно почитать партитуру или клавир, что-то вспомнить и самому себе напеть... Но все же, высшая форма существования музыки – это настоящий концерт, звучащий в данную минуту, со зрителями, сидящими в зале. Поэтому все мы счастливы, что сейчас это возможно, а не так, как было год назад…

Я люблю музыку во всех ее проявлениях. Много играю сольно, более 50 разнообразных концертов с оркестрами, массу камерной музыки…

О пандемии и онлайн-концертах

– Бывает на гастролях человек играет подряд почти каждый день 10-15-20 концертов. Но даже самые выдающиеся виртуозы занимаются дома. Если этого не делать, в конце концов это почувствуют не только они сами, но и публика. В пандемию я играл дома, благо у меня есть такая возможность, учил новое, вспоминал старое, исполнял те вещи, на которые раньше не было времени. При моем гастрольном графике я исполняю концерт в среднем через день.

Нельзя сказать, что для пианиста пандемия – самое ужасное время. Он живет так, как жил в детстве и подростковом возрасте, когда не было такого количества выступлений, зато была возможность по-настоящему входить в музыку, играть, заниматься.

Пока я могу, я участвую в том, чтобы музыка звучала, была живой, а не как музейный экспонат, воспоминание или запись.

О восприятии произведений

– С течением времени восприятие произведений меняется, но сам человек не может это отследить, потому что странно обобщать то, что делаешь. Толстой в конце «Войны и мира» подводил итог, и объяснял для чего и с какой целью он все это написал. А вот Чехов такого не делал, и мне его позиция ближе. Мне кажется, «Война и мир» – гениальное сочинение, не требующее пояснений.

Изменения происходят чисто биологически. Ощущения, эмоции, походка движения, когда 25 лет и когда 50 – разные. Это может увидеть очень тонкий наблюдатель со стороны, а вот сам человек не замечает, потому что все происходит постепенно.

В моей музыке есть какие-то мелкие изменения, в том числе чисто технологические, но чего-то концептуального из серии «раньше она была лунная и светлая, а теперь стала темной и трагической» нет.

Я играю малоизвестные сочинения, как вторая соната Глазунова, не ради миссии, а потому что очень люблю этого композитора вообще и это произведение в частности. А «Лунную сонату» Бетховена исполняю не потому, что хочу сказать какое-то новое слово, а потому, что она мне нравится.

О собственном фестивале

– Если брать не маниловский прожект, а реальность, наверное, в ближайшие годы у меня такого желания не возникнет. Я являюсь художественным руководителем Рахманинского фестиваля в Тамбове. Я его не создавал, но я звоню чаще всего руководителям оркестров, которых знаю, и приглашаю. К нам приезжали выдающиеся коллективы – Российский национальный оркестр с Плетневым, Большой симфонический оркестр с Федосеевым, Казанский оркестр со Сладковским. У известного музыканта чуть больше связей, чем у региональных руководителей, но я не преувеличиваю свою роль. А создание своего фестиваля...

Я живу в Москве и многих музыкантов знаю. Известность, популярность – вещь совершенно непредсказуемая, кому-то она падает на голову, кому-то нет. Бывали мысли организовать фестиваль с прекрасными музыкантами, о которых практически никто ничего не знает. Но это ближе к маниловским идеям. Мне проще взять и сыграть вторую сонату Глазунова, чем создать фестиваль из музыки, о которой обычные организаторы скажут: «Ой, знаете, на это мы билеты не продадим». Лучше самому сыграть и сказать: «Будет так и все».

Я восхищаюсь людьми, которые организуют фестивали из малоиграемой музыки. Выдающийся пример – Вадим Репин. Его фестивальная деятельность никоим образом не идет в ущерб его концертам. Я совершенно не уверен, что мог бы совмещать. Для этого нужно уметь не просто общаться, но и договаривать иногда не с самыми близкими людьми, обсуждать массу деталей бюрократических, финансовых, деловых.

Партнер Платоновского фестиваля – Центр Галереи Чижова – центр поддержки культурных инициатив.

Алсу и Саша Савельева отменили концерты из-за проблем со здоровьем

Учащиеся ДМШ им. Грига поучаствовали в международном конкурсе «Изобразительный диктант»

«Больше никогда не буду чьей-то половиной»: мать Тимати рассказала о жизни после измены мужа

Большой театр открыл продажу январских билетов на «Щелкунчика» 

Новости тенниса


Australian Open

Лучший теннисист Эстонии чудом прошел на турнир первого Большого шлема



Все новости по теме на сегодня

Николай Луганский в новостях



Рилсмейкер. Услуги Рилсмейкера.

Певец Сергей Шнуров признался, что никогда не получал комплименты от женщин

Основатель Pink Floyd заявил, что не будет говорить с Зеленским при встрече

Солист «Агаты Кристи» Самойлов отменил концерт в Анапе из-за приступа остеохондроза


Спорт в России и мире

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Анна Калинская

Анна Калинская снялась для обложки журнала Harper’s Bazaar и попросила не спрашивать её о романе с Янником Синнером





Конкурс «Наше поколение» получил три престижные награды на премии Dprofile Award 2024

Певец Сергей Шнуров признался, что никогда не получал комплименты от женщин

«Больше никогда не буду чьей-то половиной»: мать Тимати рассказала о жизни после измены мужа

Рилсмейкер. Услуги Рилсмейкера.



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Мода

Буйнов отреагировал на сообщения о прогрессирующей болезни



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости