«Оркестр» – это мир наизнанку
Актуальная классика
Но вот один плодовитый французский драматург еще в раннем детстве оказался внутри подобного коллектива, где на скрипке играла его мать, и хорошо усвоил суть непростых взаимоотношений в этом музыкальном мирке. Спустя годы Жан Ануй (а это был, конечно, он) одну из своих почти четырех десятков пьес назвал «Оркестр» (1962 г.) и дал ей определение «скрипучая», то есть раздражающая. Ей повезло меньше, чем его «розовым» или «костюмированным» драмам, но больше, чем «черным». Характеристики говорят сами за себя. А самого автора считают непревзойденным мастером театрализации и родоначальником интеллектуальной драмы. Возможно, поэтому мало какой театр обошел его произведения своим вниманием.
«Оркестр» же просто будоражит режиссерскую фантазию: я видела героев – независимо от пола – в разноцветных париках, узнавала из рецензий, что женский секстет играют мужчины, зрителям предлагаются песни и танцы профессиональных исполнителей (кстати, в Париже, где спектакль выдержал 92 представления, все отмечали превосходную музыку Жоржа ван Париса), используются экраны для демонстрации хроники французской жизни, в Астрахани его ввел в репертуар театр кукол в качестве спектакля для взрослых.
И вот, несмотря на это, с самого начала учебного года его берется ставить театральная студия ОГУ имени И.С. Тургенева «Ювента» (художественный руководитель и режиссер-постановщик Н.Н. Смоголь). Не слишком ли это большая смелость и неоправданный риск? Что тут сказать…
В конце концов классика принадлежит всем, само произведение входит в 100 лучших мировых драм, а работать всегда приятнее с качественным материалом. Кроме того, надо же дать шанс и актрисам показать себя во всей красе, а то для них просто приходилось придумывать роли в спектаклях, где преобладали герои-мужчины. Так, во фронтовой повести «Трепетные птицы» по роману Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» появились девушки-мечты, духи войны, сама Жизнь и Смерть; в комедии абсурда «Циклотимия» по антипьесе Э. Ионеско «Лысая певица» – богиня безумия Ата; а в водевиле И.С. Тургенева «Ночь в гостинице Большого кабана» – три экспрессивных привидения.
В ожидании скандала
«Оркестр», согласно авторскому жанровому определению, – это комедия-концерт, но на программке и афишах «Ювенты» значится пьеса-скандал. Это должно подготовить зрителя, что сатира будет беспощадной, а жалости вряд ли кто-то удостоится. Так уже бывало, например, когда Гоголь назвал в комедии «Ревизор» смех самым честным и благородным лицом. В чем студенческий коллектив последовал за автором, так это в ремарке: «Оркестрантки одеты в полувечерние платья; их стремление принарядиться выдает дурной вкус». А вот музыкального разнообразия не будет – сквозной станет одна песня, намекающая на скудность репертуара, непритязательность слушателей, пациентов курортного санатория, и опостылевшее, но неизбежное занятие героев.
Перед нашим зрителем развернется панорама женских характеров. Он узнает, как ведет себя со старухой-матерью тихоня Патриция (Елизавета Милен) и почему она считает себя святой. Познакомится с любвеобильной Памелой (Юлия Солоухина) и поймет, кто мешает ее встречам с дочерью. Нельзя будет не оценить вкрадчивую нахрапистость директора оркестра мадам Ортанс (Альбина Каунецкис). Эрмелина (Елена Карпушкина) наглядно продемонстрирует, что такое абьюзивные отношения. Начинающая сплетница Леона (Дарья Петрова) попробует очаровать своей скромностью.
В центре истории, конечно, жизненная драма главной героини Сюзанны Делисиас (Оксана Корнеева), которую в рецензии на постановку 2016 года в «Молодежном российском театре» Марина Гаевская назвала «добровольной мученицей и мучительницей». Роль жертвы в этом женском коллективе досталась пианисту Леону (Константин Баблак). Но о том, что на самом деле он представляет собой, можно будет узнать благодаря его темной сущности (Антон Бушунов). И наконец, станет известно, почему все так боятся работодателя мсье Лебонза (Иван Карпушкин, Матвей Бритвин).
Разрыв во всем
Если бы пришлось одним словом охарактеризовать идею постановки, то вполне подошло бы «разрыв». Фразы и разговоры отличает фрагментарность, отражающая разорванность сознания.
Оркестр включает в себя чуждых друг другу людей, которые даже в жалости демонстрируют превосходство. Радикальным образом разрывает личные и социальные связи главная героиня. Все стремятся поскорее порвать с военным прошлым, ведь антифашизм этих француженок состоял в том, что одна фальшиво пела для немцев, другая отказалась от контракта в Виши, но работала на радио, а третья «была как бы в Сопротивлении», потому что слушала передачи из Лондона.
Очень надеемся, что и сами зрители найдут те смыслы в словах и поступках героев, которые помогут им понять себя и окружающий мир, не так уж в основе своей и изменившийся за 60 лет с момента создания произведения.