Две реальности Оркестра Романдской Швейцарии
Реальность наша такова, что, согласитесь, хочется порой сбежать от нее куда подальше. Но не получается. В искусстве тоже все активнее используются технологии, позволяющие втянуть нас в эту реальность (или в то, что за нее выдается) как можно прочнее, глубже. Чтобы уж не вырваться. Но это скорее хорошо. XR (Extended Reality, расширенная реальность) – технология, которая позволяет погрузить человека в виртуальное окружение. XR также использует AR-технологии (Augmented Reality, дополненная реальность), которые позволяют всегда снимать объекты дополненной реальности в нужной перспективе, чтобы зрителям всё казалось максимально правдоподобным.
Если поначалу подобные методы были прерогативой кино (особенно всяких фантазийных страшилок), то со временем тенденция перекинулась и на музыку. В 2020 году, в разгар пандемии коронавируса, двукратная лауреатка премии «Оскар» за песни «No Time to Die» и «What Was I Made for» американка Билли Айлиш, как раз в том году ставшая триумфатором музыкальной премии «Грэмми», выиграв все четыре основные номинации, провела первый в мире виртуальный концерт: для каждой исполнявшейся песни компания Sila Sveta (название которой с потрохами выдает происхождение ее сотрудников, разбросанных сейчас по всему свету) создала особый виртуальный мир.
Но и в Швейцарии есть свои умельцы и именно на них, то есть на национальные кадры, опирается Оркестр Романдской Швейцарии, стремящийся не отставать не только от метронома, но и от современных технологий. Ровно год назад мы рассказали вам о том, как в рамках арт-салона artgenève Оркестр представил «Картинки с выставки» Мусоргского в виде… голограммы. Тогда нам, людям от техники далеким, это показалось чем-то невероятным, но все познается в сравнении. На днях мы испытали на себе новое достижение ОРШ, запатентованное под названием «Виртуальный зал. Эмоции для всех» (Virtual Hall. Emotions for all), что полностью соответствует действительности. Виртуальной. Через несколько дней первое в мире мобильное приложение виртуальной реальности для широкой публики будет представлено на выставке ArtGenève 2025 и позволит всем ее посетителям хоть на несколько минут погрузиться в сердце симфонического оркестра.
Разработанная швейцарской компанией Cybel'Art, специализирующейся на «арт-технологиях», расположенной в Морже и состоящей из одно-единственного «Кулибина » – Пьерлуиджи Хр. Орунесу, эта новинка предлагает меломанам новый опыт и выводит процесс популяризации классической музыки на новый уровень, устраняя традиционные барьеры для доступа к ней. По словам г-на Орунесу, «это первый случай использования подобного устройства в оркестре. Впервые была установлена подобная установка с несколькими камерами, что представляет собой значительную сложность с точки зрения синхронизации и обработки огромного количества данных».
Действительно, основанное на записях оркестра в женевском Виктория-холле, сделанных с помощью шести камер и технологии аудиозаписи студийного качества, приложение позволяет зрителям наслаждаться музыкой с шести различных 360-градусных точек зрения.
Что испытывает пользователь? Вас усаживают на стул, одевают на голову каску, и вы оказываетесь на сцене Виктория-холла, наблюдая, как вокруг вас занимают свои места оркестранты. Одновременно «в воздухе» перед вашими глазами возникают два пульта. Левый предлагает выбрать Увертюру к «Вильгельму Теллю» или Третью симфонию Бетховена (я выбрала Увертюру), а правый позволяет управлять камерами, переключаясь с крупного плана дирижера на струнную секцию или широкоугольный вид с заднего ряда среди перкуссионистов. Большую часть Увертюры я прослушала, сидя справа от скрипачки Элеоноры Рындиной, которую бессчетное число раз видела на сцене, но никогда – с такого близкого расстояния. Качество звука отличное, ощущения необычные, концентрация полная – на сцене же находишься! А со стороны выглядит, наверное, забавно: сидит перед вами серьезный человек и старательно тычет пальцем в воздух.
Однако дело не только в музыке. «Эта технология представляет собой нечто большее, чем просто инновацию, - подчеркивает Стив Роджер, директор Оркестра Романдской Швейцарии. - Она является воплощением нашего стремления к демократизации классической музыки и созданию новых мостов между публичной и частной сферами».
Социальная активность Оркестра нас не удивляет, мы особенно оценили ее во время пандемии, когда руководство коллектива проявило завидную изобретательность, сделав все, что было в его силах, чтобы музыка продолжала звучать в каждом доме! ОРШ живет, как известно, прежде всего благодаря финансовой поддержке Женевы – города и кантона, а также кантона Во. А потому для Стива Роже было важно довести до нашего сведения, что все расходы (250 тысяч франков) на разработку чудо-приложения покрыли частные спонсоры, без участия налогоплательщиков. От него мы узнали также, что приложение действует по понятному принципу: за каждый просмотр-прослушивание надо заплатить небольшую сумму. Правда, надо иметь специальную каску, цена которой – порядка 500 франков. Участие в проекте открыто и для других оркестров: по согласованию с ОРШ они смогут выкладывать в приложение собственные записи, расширяя выбор для пользователей. А процент с их продаж будет отчисляться ОРШ – для дальнейшего развития. Стив Роже поделился и еще одной информаций: уже достигнута договоренность с 54 домами престарелых кантона Женева, которые с сентября этого года он намерен обойти лично, чтобы дать возможность их обитателям погрузиться в прекрасный мир музыки, который всегда – реален!
От редакции: 30 января испробовать новинку на себе можно будет на стенде ОРШ на artgenève, с 10 марта 2025 года приложение будет доступно на Meta Quest, а вскоре после этого оно станет совместимым с касками Apple Vision Pro и Pico. В ожидании всех этих событий предлагаем вам посмотреть рекламный ролик, подготовленный сотрудниками Оркестра.