Князь в пересказе: биографию Оззи Осборна превратили в комикс
Новый проект «Кладезь. Музыка», запущенный в рамках издательства АСТ, рассказывает об основных вехах творчества Оззи Осборна, одного из самых ярких рок-музыкантов в истории. Нюанс состоит в том, что жизненный путь Князя тьмы и группы Black Sabbath подан в формате комикса.
Уходящий глубокими корнями еще к первобытной наскальной живописи, к ХХ веку комикс стал одним из наиболее популярных жанров массовой культуры. Вплоть до середины прошлого столетия он рассказывал о супергероях, а также о персонажах детективов, боевиков, фантастики, мистики, ужасов. И, хотя порой не отказывал себе в удовольствии обратиться к проблемам окружающего мира (есть комиксы на исторические, политические, остросоциальные, медицинские темы), его главным «форте» оставалась приключенческая, развлекательная отрасль. Так что можно сказать, что комикс просто ждал своего часа: рок-музыке от него было не уйти.
Другое дело, что в нашей стране рок-н-ролльные «веселые картинки» прочно обосноваться не успели. Книга Тодда Мэтти «Оззи Осборн и Black Sabbath. Биография в комиксах» стала одной из «первых ласточек»: вместе с недавно вышедшими изданиями, посвященными Дэвиду Боуи и Queen. «Мода циклична, поэтому родители невольно, а порой и вполне осознанно приобщают детей к собственным музыкальным вкусам, — отметила шеф-редактор проекта «Кладезь. Музыка» Мария Шебаршова. — Мы наблюдаем, что многие представители юного поколения проявляют интерес к старой качественной поп- и рок-музыке. И им любопытно узнавать про своих кумиров, в частности, при помощи чтения. Поэтому слухи о том, что молодежь не интересуется книгами, попросту беспочвенны. Молодым людям, как и их родителям, по-прежнему приятно иметь в своей коллекции красивую вещь, которую можно пощупать, полистать, ознакомиться с иллюстрациями. Молодых привлекает удобный графический формат, в котором красочные иллюстрации и броский артворк гармонично сочетаются с текстом. Да, возможно, в комиксах литературная составляющая не является основополагающей, но на первых порах начинающему меломану/книголюбу и этого достаточно. Далеко не все готовы сразу же броситься в пучину 500-страничного текста. Но, ознакомившись при помощи рисованных сюжетов с биографиями артистов, молодой человек наверняка захочет узнать о них больше. Что касается меломанов со стажем, то и для них подобная форма подачи материала — в новинку. Ведь прежде в нашей стране рисованных музыкальных историй практически не издавалось».
Рок-н-ролльный комикс — действительно удачный симбиоз рисунка и текста, первое приятное знакомство с миром, где живут легенды. Но для успеха подобного проекта крайне важны три составляющие. Во-первых, талант художника. Желательно, чтобы нарисованные персонажи, несмотря на вольность жанра, были визуально похожи на реальных людей: многие комиксы грешат вопиющим несоответствием между изображаемым и действительным.
Во-вторых, достоверность истории. Хоть комикс — жанр, предполагающий заметный налет фантастичности, повествование не должно уводить читателя в сторону, дабы перед ним (вне зависимости от степени знакомства с героями) возникала четкая и правдивая картина. Иначе слово «биография» тут будет неприменимо.
Фото: Игорь Иванко/АГН «Москва»
Ну и в-третьих, комиксу далеко не все поп-идолы покорны. Непросто представить себе героем зажигательного комикса Энгельберта Хампердинка, Криса Айзека или Майкла Бубле. Для того, чтобы комикс по-настоящему «выстрелил», его герой должен быть интересным, то есть у него должна быть история. А в богатейшей поп-летописи предостаточно выдающихся артистов с «пресной» биографией.
Недавно вышедшая книга «проходит» по всем трем пунктам. Оззи узнаваем: его мимика, жестикуляция и сценические образы переданы метко. Другим музыкантам Black Sabbath повезло чуть меньше, но это простительно: гитарист Тони Айомми, басист Гизер Батлер и барабанщик Билл Уорд, в отличие от вокалиста, работали на публику не так активно, а значит, художник мог чувствовать себя более свободно. Текст схематичен, но довольно точен. Ну а интерес к главному герою, Оззи Осборну, одному из самых харизматичных и неподражаемых рок-музыкантов в истории, очевиден и бесспорен.
Уходящий глубокими корнями еще к первобытной наскальной живописи, к ХХ веку комикс стал одним из наиболее популярных жанров массовой культуры. Вплоть до середины прошлого столетия он рассказывал о супергероях, а также о персонажах детективов, боевиков, фантастики, мистики, ужасов. И, хотя порой не отказывал себе в удовольствии обратиться к проблемам окружающего мира (есть комиксы на исторические, политические, остросоциальные, медицинские темы), его главным «форте» оставалась приключенческая, развлекательная отрасль. Так что можно сказать, что комикс просто ждал своего часа: рок-музыке от него было не уйти.
Другое дело, что в нашей стране рок-н-ролльные «веселые картинки» прочно обосноваться не успели. Книга Тодда Мэтти «Оззи Осборн и Black Sabbath. Биография в комиксах» стала одной из «первых ласточек»: вместе с недавно вышедшими изданиями, посвященными Дэвиду Боуи и Queen. «Мода циклична, поэтому родители невольно, а порой и вполне осознанно приобщают детей к собственным музыкальным вкусам, — отметила шеф-редактор проекта «Кладезь. Музыка» Мария Шебаршова. — Мы наблюдаем, что многие представители юного поколения проявляют интерес к старой качественной поп- и рок-музыке. И им любопытно узнавать про своих кумиров, в частности, при помощи чтения. Поэтому слухи о том, что молодежь не интересуется книгами, попросту беспочвенны. Молодым людям, как и их родителям, по-прежнему приятно иметь в своей коллекции красивую вещь, которую можно пощупать, полистать, ознакомиться с иллюстрациями. Молодых привлекает удобный графический формат, в котором красочные иллюстрации и броский артворк гармонично сочетаются с текстом. Да, возможно, в комиксах литературная составляющая не является основополагающей, но на первых порах начинающему меломану/книголюбу и этого достаточно. Далеко не все готовы сразу же броситься в пучину 500-страничного текста. Но, ознакомившись при помощи рисованных сюжетов с биографиями артистов, молодой человек наверняка захочет узнать о них больше. Что касается меломанов со стажем, то и для них подобная форма подачи материала — в новинку. Ведь прежде в нашей стране рисованных музыкальных историй практически не издавалось».
Рок-н-ролльный комикс — действительно удачный симбиоз рисунка и текста, первое приятное знакомство с миром, где живут легенды. Но для успеха подобного проекта крайне важны три составляющие. Во-первых, талант художника. Желательно, чтобы нарисованные персонажи, несмотря на вольность жанра, были визуально похожи на реальных людей: многие комиксы грешат вопиющим несоответствием между изображаемым и действительным.
Во-вторых, достоверность истории. Хоть комикс — жанр, предполагающий заметный налет фантастичности, повествование не должно уводить читателя в сторону, дабы перед ним (вне зависимости от степени знакомства с героями) возникала четкая и правдивая картина. Иначе слово «биография» тут будет неприменимо.
Фото: Игорь Иванко/АГН «Москва»
Ну и в-третьих, комиксу далеко не все поп-идолы покорны. Непросто представить себе героем зажигательного комикса Энгельберта Хампердинка, Криса Айзека или Майкла Бубле. Для того, чтобы комикс по-настоящему «выстрелил», его герой должен быть интересным, то есть у него должна быть история. А в богатейшей поп-летописи предостаточно выдающихся артистов с «пресной» биографией.
Недавно вышедшая книга «проходит» по всем трем пунктам. Оззи узнаваем: его мимика, жестикуляция и сценические образы переданы метко. Другим музыкантам Black Sabbath повезло чуть меньше, но это простительно: гитарист Тони Айомми, басист Гизер Батлер и барабанщик Билл Уорд, в отличие от вокалиста, работали на публику не так активно, а значит, художник мог чувствовать себя более свободно. Текст схематичен, но довольно точен. Ну а интерес к главному герою, Оззи Осборну, одному из самых харизматичных и неподражаемых рок-музыкантов в истории, очевиден и бесспорен.
Фото: Игорь Иванко/АГН «Москва»