Добавить новость

Дирижер Даниил Червяков и первая скрипка Маргарита Киракосова: о феномене Паганини и секретах профессии 

Ki-news.ru (Краснодар)
99

Репетиция — это своего рода магия, где исполнители оттачивают до идеального блеска свое мастерство, когда их никто не видит. В 1979 году итальянский режиссер Федерико Феллини снял свой культовый фильм «Репетиция оркестра», в котором показал, как музыканты собираются на репетиции, где размышляют о роли и значении своих инструментов, и параллельно дают интервью невидимой операторской группе.

Мы тоже решили заглянуть за кулисы, когда камерный струнный оркестр готовился к новому концерту, и поговорили с дирижером Даниилом Червяковым и первой скрипкой Маргаритой Киракосовой. 

14 января «Премьер-оркестр» отметил юбилей — четверть века на сцене. Два часа музыки без антракта, лучшие солисты, парад приглашенных дирижеров — артисты создали самую настоящую феерию, как всегда, элегантную и с неповторимым шармом. Что нас ожидает дальше? 

«Скрипка — это моя абсолютная любовь»

— Вы выбрали скрипку или она выбрала вас? Но очевидно, что это взаимно. 

— Скрипка — это моя абсолютная любовь. Я родилась в семье музыкантов, и у меня бабушка, дедушка — все музыканты. Дедушка был главным дирижером в нашем музыкальном театре. Мне кажется, если ребенок с пеленок слышит, как играют его родители, впитывает всю эту атмосферу, это оказывает огромное влияние на его выбор профессии в будущем. 

— Скрипач постоянно должен совершенствовать свое мастерство?

— Абсолютно. Нужно ежедневно практиковаться, ездить на различные мастер-классы. Я очень много работаю плюс постоянные перелеты и гастроли. Бывает, что только 20 минут в день могу посвятить тому, чтобы позаниматься, но эти 20 минут дают мне гораздо больше, чем 8 часов в день, которые я тратила в детстве, когда училась в музыкальной школе.

— Не могу не спросить о феномене Паганини: одобряете тактику его отца, который заставлял ребенка заниматься целыми днями и не давал еды, если слышал, что сын фальшивит?

— Я за то, чтобы детей любили, и против драконовских мер, но считаю, что там, безусловно, есть папина заслуга. Очень мало таких детей, которые сами садятся заниматься, и только инструмент их интересует. Я благодарна своим родителям за то, что где-то они меня заставляли. Я начинала как пианистка, потом добавилась скрипка и еще флейта.

Конечно, мне не хотелось играть на трех инструментах сразу, мне хотелось мультики посмотреть. Сначала я училась в музыкальной школе им. Пономаренко в Краснодаре, потом в музыкальном колледже им. Римского-Корсакова, Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова, общеобразовательную школу оканчивала экстерном, потом магистратура, аспирантура, выездные мастер-классы.

Путь этот очень долгий и нелегкий, но, к счастью, мне встретились потрясающие люди — это мои педагоги, каждый из которых очень многое мне дал и в профессиональном плане, и в человеческом. 

— У скрипача есть свои секреты? 

— Самое главное — это концентрация внимания. Когда мы смотрим в ноты, пусть это и совершенно новое произведение, у нас в голове уже звучит музыка. А уже потом ты берешь инструмент в руки, которые выполняют то, что говорит нам голова. Это многолетняя практика и постоянное совершенствование своего мастерства. 

— Как вы стали героиней эффектного граффити на здании муниципального концертного зала? 

— Я даже не знала, что это я! Ко мне пришли и спросили: вы знаете, что там изображены вы? Мне художник ничего не говорил. Было очень приятно, конечно. 

— Вы отдаете колоссальное количество энергии зрителю. Как восстанавливаетесь после концерта? 

— Когда я выхожу на сцену, сама получаю огромное удовольствие. Для меня это реальный кайф! Я очень люблю нашу публику и надеюсь, что она меня тоже любит. 

— Наша кубанская публика принимает все или у нее есть свои приоритеты? 

— Я не скажу, что она принимает все. Краснодарская публика, может быть, не готова еще к тем вещам, к которым привыкла московская. Она больше любит яркие, эмоциональные произведения с элементами виртуозности. Все-таки мы же южный регион, и мы более темпераментны. Я часто езжу в Москву, но  очень люблю Краснодар и наш коллектив. Мы прекрасно сработались с Даниилом Червяковым  — он всегда дает мне возможность поиграть сольно.  

— А с кем из дирижеров вы хотели бы поработать?

— Конечно, с Владимиром Спиваковым, Даниэлем Баренбоймом. Но это мои мечты. А еще мечтаю о скрипке Страдивари, хотя безумно люблю свою. 

— Мне кажется, что музыкант обязательно должен мечтать. Давайте немного пофантазируем: наше время — это ваша эпоха? Смотрю на вас и понимаю, что, скорее всего, нет. Я права?

— Вы правы. Хотя я очень люблю и телефоны, и компьютеры. Возможно, это прозвучит странно, но мне до сих пор нравятся сказки и то время, когда жили прекрасные принцессы, храбрые рыцари, волшебники и короли! Что-то ближе к средним векам, наверное. 

Маргарита Киракосова — лауреат международных конкурсов, лауреат премии администрации Краснодара, концертмейстер и первая скрипка «Премьер-оркестра». По неофициальным рейтингам, одна из лучших скрипок Краснодарского края.

«Мы буквально молимся на контрабас»

— Даниил, что самое сложное в работе дирижера? 

— Дирижер должен любить музыку, любить людей, и при этом он должен уметь управлять людьми, иметь на них влияние в разных обстоятельствах — как на репетициях, так и на концерте. Самое сложное — это когда ты во время концерта не можешь изменить и остановить процесс. У нас же все происходит с помощью рук, мимики, и ты при помощи дирижерской техники должен суметь повлиять на изменение темпов, штрихов, обратить внимание музыкантов на какие-то вещи. 

— Трудно завоевать доверие музыкантов?  

— Наверное, да. Музыканты — они как все люди, если чувствуют слабость, начинают на нее давить. Но у нас это не принято, чаще такое случается в каких-то студенческих оркестрах, когда музыканты еще учатся в консерватории. Это, знаете, как и в семейной жизни: все пустоты заполняются, если муж не проявляет свои лучшие мужские качества, то жене приходится брать на себя обязанности супруга. 

— А если вы слышите, что кто-то дал петуха? 

— Какие-то шероховатости случаются, но таких петухов у нас не бывает. Конечно, я слышу все, но надеюсь, что этого не слышит публика! Я шучу. А если и слышит, то прощает. Дело в том, что у нас же нет фонограммы, мы все живые люди, мы стараемся максимально. Вы же понимаете, что в жизни у человека могут быть всякие нюансы. Плюс мы работаем без приглашенных суперзвезд, которые могли бы забрать на себя часть внимания зрителя. Мы работаем сами, растим наших солистов. 

— Спиной чувствуете, какая энергетика в зале во время концерта? 

— Разумеется. Мы очень соскучились по полному залу, что говорить, но пока это невозможно — играть без ограничений. Но и половина зала — это уже очень хорошо, потому что с такими проблемами заполняемости сегодня столкнулся весь мир и особенно Европа, где люди побаиваются посещать филармонию. Очень ждем, когда наш зал будет заполнен на 100%.

У нас очень хорошая публика, и за последние 10 лет она изменилась в лучшую сторону. Мы практически всегда играем при полном зале, имею в виду сейчас, при 50%-ном допуске. На абонементные концерты, новогодние, на юбилейном концерте людей было очень много, чему мы невероятно рады. 

— Так кто самый главный в струнном оркестре, кроме дирижера, что априори?

— Каждый музыкант любит свой инструмент и считает его самым важным в оркестре. На самом деле все понимают, что без каждого инструмента оркестр невозможен. Контрабас — крайне важный инструмент в струнном оркестре, мы буквально на него молимся.

Солист оркестра очень важен, потому что он задает качество звучания штрихов; первые скрипки чрезвычайно важны — они, по сути, все солисты, но обязаны играть в ансамбле. Без вторых скрипок никуда не денешься, потому что они должны балансировать между первыми скрипками и альтами. Группа виолончелей —  это тембровая большая составляющая любого струнного оркестра.

Очень сложно аккомпанировать всем. Аккомпанировать ребенку или взрослому пианисту — это кардинально разные вещи, и приходится делать большие поправки на то, с кем и где ты играешь. Никто на себя одеяло не перетягивает, хотя Феллини очень правильно подчеркнул, но это обычно если нечего делать, начинают заниматься такой ерундой. 

— Я знаю, что вы готовитесь к премьере. Расскажите, что это будет?  

— Да, у нас будет премьерный концерт, и мы все очень волнуемся. Мы будем играть третью серенаду Фукса, две уже сыграли, публика очень хорошо их приняла, и мы решили сыграть третью. А во втором отделении — премьера. Мне кажется, никто в Краснодарском крае не играл этого: это одноактный балет И. Стравинского «Аполлон Мусагет».

Джордж Баланчин поставил его очень давно, в 20-х годах прошлого века, и балет имел скандальную репутацию, там весьма неоднозначная музыка, в стиле неоклассицизма. Но так как это балет специально написан для струнного оркестра, то есть для нашего состава, мы не могли пройти мимо него. Я долго подходил к нему, и мне кажется, сейчас самое время его сыграть. 

Премьера «Стравинский и не только» состоится 25 февраля в муниципальном концертном зале.

Материал подготовила Анна Климанц

В Великобритании прошел королевский банкет: принц Уильям и Кейт Миддлтон, Элтон Джон, Мик Джаггер и другие гости

«Ксения строила карьеру на том, что некрасиво высказывалась»: Волочкова обвинила Собчак в пиаре на Кадышевой

«Голоса Ленинграда» анимационный сериал, основанный на реальных историях представили в Петербурге

«Голоса Ленинграда» анимационный сериал, основанный на реальных историях представили в Петербурге

Новости тенниса


Уимблдон

Вероника Кудерметова и Элизе Мертенс вышли в полуфинал Уимблдона



Все новости по теме на сегодня

Никколо Паганини в новостях



Интересный факт о хите группы Linkin Park

«Путь Чайковского»: в Алапаевске выступят Юрий Башмет, Константин Хабенский и Ольга Литвинова

Песни Хании Фархи были переданы Алине Каримовой

Питчинг Релиза. Отправить релиз на Питчинг.


Новости тенниса

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Джаз

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Уимблдон

Вероника Кудерметова и Элизе Мертенс вышли в полуфинал Уимблдона





Лидера группы «Океан Эльзы» Святослава Вакарчука не пустят в Россию

Михаил Куснирович, Игорь Бутман и другие взялись за ракетки

Мясной ресторан «Frank by Баста» открылся в Афимолле

«Ксения строила карьеру на том, что некрасиво высказывалась»: Волочкова обвинила Собчак в пиаре на Кадышевой



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Жизнь

Западно-Сибирский филиал «ЛокоТех-Сервис» стал участником ярмарки трудоустройства «Работа России. Время возможностей» в Новосибирске



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости