Мы в Telegram
Добавить новость

Олег Погудин: «Песня — очень личностное высказывание»

Олег Погудин: «Песня — очень личностное высказывание»
Фото: Виталий Татаринович.

День Победы народный артист России Олег Погудин встретит в Белграде программой «От моей негасимой любви». А 6 мая в ММДМ состоится его концерт «Песни Великой Войны». О Победе, войне и военной песне с артистом побеседовал корреспондент «Культуры».

— Олег Евгеньевич, песни, посвященные Второй мировой войне, — особый, возможно, даже в чем-то уникальный пласт не только для нашей, но и для мировой музыкальной культуры. От чего вы отталкиваетесь при составлении программы, каковы критерии выбора, ведь прекрасных композиций на данную тему создано великое множество...

 Меня в данном контексте немного коробит слово «композиция». Ведь в те времена, когда создавались эти песни, композицией называлась одна из категорий музыкальной эстетики. В наше время это нечто, не вписывающееся в жанровые рамки. Да и словосочетание «посвященные Второй мировой войне» тоже пугает. Объясню почему. Нельзя посвятить песню войне, можно Победе, памяти павших… Например, Оливье Мессиан посвятил освобождению узников нацистских лагерей «Песнь депортированных» для хора и оркестра. Но войне как таковой песни не посвящали.

Что же до критериев выбора — они очень простые: то, что было создано и пелось в военные и первые послевоенные годы, то, что говорит о человеке, то, что не плакатно, искренне и честно, что знают и принимают душой в каждом доме.

— Тема Великой Отечественной затрагивает практически каждую семью бывшего СССР. Но если в былые годы музыкальные песенные полотна, которые потом пела и слушала вся страна, создавались постоянно, то в последнее время вещей, подхваченных народом, практически нет. И это на фоне того, что постоянно снимаются полнометражные батальные ленты: «Сталинград», «28 панфиловцев», «Брестская крепость», «Т-34» лишь некоторые из них. Однако новых по-настоящему выдающихся песен на военную тему мы почти не слышим (за исключением, возможно, нескольких композиций группы «Любэ»). Почему так происходит?

— Песня — жанр самый мобильный и быстро откликающийся на все события. Когда это было актуально, страна пела военные песни. Слава Богу, прошло 76 лет со дня Победы, и время требует уже не песен, связанных с этой темой, а романов, опер, серьезных исследований. К тому же корпус этих песен сложился. Там своя поэтика, мелодика, язык. Вряд ли в песне, связанной с Великой Отечественной войной, будут уместны современные ритмы или оркестровки. У слушателя уже сформировался целостный образ военной песни, и добавить в него что-то новое очень трудно.

Но главное не в этом. Песен, связанных с войной, действительно создано множество. Но народ выбрал из них те, которые не столько о боях и подвигах маршалов, сколько о вечном — любви, вере, надежде, чести и достоинстве, мужестве, стойкости. Вот эти песни живы. А те, в которых поется о том, что мы «врага разобьем малой кровью, могучим ударом», забылись.

Живут и будут жить вечно песни, где лейтмотив — «от моей негасимой любви». А написать такое произведение непросто...

Раньше хорошая песня считалась обязательной для фильма. В кино работали Вайнберг, Шнитке, Таривердиев, Шварц. Сейчас киномузыка очень сильно изменилась: композитор создает набор тем, звуковую дорожку, а вот создание песни — редкость. Но давайте не забывать, что песня требует еще и стихов и исполнителя. Песня — это вообще очень личностное высказывание.

Так было с песнями Владимира Сабинина времен Первой мировой — когда уже довольно старый романс «Гори, гори, моя звезда» в его редакции запела вся Россия; так было в Великую Отечественную с песнями в исполнении Бернеса. А «Синий платочек»? Ведь песня была записана еще до войны Изабеллой Юрьевой и вовсе не имела такой обвальной популярности. А когда по просьбе Шульженко фронтовик Михаил Максимов написал новые слова, песня ушла в народ. «Строчит пулеметчик за синий платочек...» запели все. Так что, видимо, нужно, чтобы совпали композитор, автор стихов и исполнитель.

— Сейчас тема возможного масштабного военного столкновения постоянно звучит с экранов телевизоров, активно муссируется в Сети... Причем опасно то, что мы как будто бы привыкаем к подобного рода дискуссиям. Мы что, перестали бояться войны? Или по мере отдаления тех страшных дней от нас в исторической ретроспективе люди просто не способны осознать всех тех ужасов, что несут с собой выстрелы, взрывы, бомбежки? Ценность человеческой жизни девальвируется?

— Это очень сложный вопрос. Меня тоже пугает, с какой легкостью журналисты, политологи, депутаты смакуют темы конфликта, насилия, войны. Мы же помним, что, к сожалению, выстрелы, взрывы, бомбежки были и в недавнее время, и продолжаются до сих пор… Рано еще забывать. Мне такая риторика кажется опасной, но она все же проникает — даже туда, где ей совсем не место. Я вижу в этом недалекость и безответственность.

— В этом году исполняется ровно 30 лет с того момента, как на «Мелодии» вышла ваша дебютная пластинка. Своего рода юбилей. Три десятка лет — срок немалый. Насколько сильно, по вашим профессиональным ощущениям, изменилось вокальное искусство, да и вообще как таковой подход к исполнению песни, за это время? И если разница действительно реально ощутима, в чем это выражается?

— Смотря в каком жанре. В опере ничего не изменилось, там жанр сам определяет подход к исполнению. Что же касается «подхода к исполнению песни», то тут, скорее, изменились сами песни. Я помню, лет 15 назад анонсы моих концертов начинались словами «Ах нет! Романс совсем не устарел».

Сейчас же появилось немалое количество молодых романсистов, посмотрите афишу — каждый день в Москве 2-3 романсовых концерта. Значит, на это есть спрос. Романс не просто вернул себе популярность начала ХХ века, но и стал вполне академическим жанром — даже Большой театр проводит вечера романса. Во время карантина именно с романсовых концертов начала свои онлайн-программы «Новая опера». Романс востребован, он нужен людям.

А вот сегодняшних ярких молодых рокеров я назвать не могу. Русский рок остался любим людьми поколения русского рока. Это, несомненно, явление, но сейчас даже если в этой сфере и появляются молодые исполнители, властителями дум нового поколения они не становятся. Я даже рискну предположить почему. Самой сильной стороной там были тексты, а теперь молодежи интереснее представлять свои тексты в рэповой или балладной форме. В моде так называемая «новая искренность»...

— В прошлом, непростом для всех нас (а артистов прежде всего) году вы дали немало онлайн-концертов. Расскажите, что это за «зверь» такой — концерты «на удаленке»? Насколько полезным и новым оказался сей творческий опыт лично для вас?

— Ничего страшного в этом «звере» нет. Люди моего поколения еще помнят прямые трансляции художественных событий на ТВ. Здесь все то же самое — киногруппа, пять камер, эффект звуковой панорамы и так далее.

Для меня этот опыт оказался очень полезным. Начали мы проводить концерты просто потому, что остались без средств к существованию, но уже после первого выступления оказалось, что это новый (или хорошо забытый старый) жанр. Который сразу стал популярным, приобрел как горячих сторонников, так и критиков. Возникает желание порассуждать: почему? Ведь такое быстрое становление жанра встречается нечасто.

На самом деле с тех пор, как появилась письменность, люди стали воспринимать искусство опосредованно. Древние египтяне уже не ждали, что к ним в Небут или Сенем придет лично человек по имени Синухет, чтобы рассказать о своих приключениях. Они читали про странствия Синухета на папирусе и глиняных табличках (кстати, до нашего времени рассказ сохранился в 36 вариантах — так что, можно сказать, это был бестселлер).

Как только в России началось производство грампластинок, на них стали записывать оперные арии и классические романсы. Рахманинов записывался на пластинки. Первый радиоконцерт из Москвы в 1922 году сыграла Антонина Нежданова. Конечно, у онлайн-формата есть свои ограничения, но у всякого жанра своя условность. Во время онлайн-концерта (говоря по-старому, прямого эфира) зритель отделен от исполнителя экраном.

Но ведь и в концертном зале он отделен от исполнителя сценой, привязан к своему месту, обязан соблюдать правила поведения и даже дресс-код. К тому же в онлайн-формате появляется такая вещь, как крупный план, который в зале невозможен...

Как я уже сказал, онлайн для нас абсолютно привычный жанр. Мы слушали пластинки, магнитофонные записи, радио, смотрели кино и телевизор, в том числе и записи спектаклей. Именно поэтому зритель, скучая по театрам, концертам, выставкам, влился в онлайн-процесс вполне естественно.

Главный аргумент критикующих онлайн-концерты таков: что там может быть хорошего, что может понравиться, если артисты словно неживые? Они ведь за экраном... Так вот это не более чем натяжка и передергивание: артисты в студии работают вживую, а значит, по определению живые.

Нельзя забывать и о том, что в городах-миллионниках проживает четверть населения РФ. Остальные живут там, где нет оперных театров, больших филармонических залов. А это 75% россиян (подавляющее большинство), и им онлайн-мероприятия как раз очень нужны.

Поэтому онлайн-концерт как жанр, с одной стороны, высокотехнологичный и профессиональный, а с другой — делающий искусство более доступным и, следовательно, демократичным, оказался «обречен» на успех.

Мы сделали уже одиннадцать онлайн-концертов, а двенадцатый состоится 15 мая. Он будет посвящен 10-летнему юбилею дома-музея Исаака Шварца в Сиверской. Зал там крохотный, да и доехать до Сиверской трудновато, но благодаря трансляции все желающие смогут к нему присоединиться.

— Для любого артиста концерты — основной вид деятельности, самая естественная возможность общения со слушателем. Однако и работе в студии музыканты (вокалисты и инструменталисты) уделяют большое внимание. Есть ли какие-то планы в этой связи, трудитесь ли над новой программой, которую планируете в ближайшее время выпустить на диске или на цифровых порталах?

— За последнее время у нас вышло три альбома: «Русское танго», Je chante и «Мелодия рассвета». Впрочем, последний даже не столько альбом, сколько, как сейчас модно говорить, проект. Потому что в начале этого года на сцене Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой состоялась премьера концерта-спектакля «Мелодия рассвета», посвященного греческой песне, для которой я сделал поэтическое переложение текстов 15 греческих песен.

Ближайшие московские спектакли состоятся 19 мая и 24 июня, а 16 июня мы играем «Мелодию рассвета» в замечательном петербургском театре «Приют Комедианта». Там к нашему коллективу присоединится прекрасная певица и обладатель двух «Золотых масок» Манана Гогитидзе.

А к концу года у нас состоится премьера концерта-спектакля «Золотой век». 7 октября в петербургском БКЗ «Октябрьский», 22 декабря — в столичном ГКД. Программа расскажет о времени между Пушкиным и Достоевским, в котором уместился целый век — золотой век русской культуры. Пушкин Лермонтов, Глинка, Чайковский, Алябьев, Варламов, Тютчев, Фет — это те писатели и композиторы, которые сформировали его строгий и стройный вид и чье творчество будет представлено в спектакле. Так же, как и в «Серебряном веке», который был показан в 40 российских городах, в Минске и Берлине, там будут дуэты, балет и вообще, надеюсь, много интересного для зрителей.


Фото: Виталий Татаринович.

Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил в Нижнем Новгороде

Блогерша Алена Водонаева заявила, что ей нравится сын рэпера Джигана

Маркетолог Родочинская: новая девушка Тимати копирует Решетову ради бизнеса

Удачные выходные в Воронеже: Вячеслав Бутусов, выставка «Агитпоезд» и экскурсия «Мир! Труд! Май!»

Новости тенниса


Арина Соболенко

Арина Соболенко призналась в том, что не любит женский теннис



Все новости по теме на сегодня

Песня в новостях



«Это будет для вас сюрприз и фурор!»: Анастасия Волочкова взяла с собой на Мальдивы свадебное платье

Данил Барановский и внучка Софии Ротару

Джиган запретит дочери Ариеле встречаться с определенной категорией парней

Концерт ко дню адыгского флага привлек молодежь Черкесска


Rss.plus

Музыка

Вся музыка

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Классика

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Елена Рыбакина

Камбэком обернулся матч вундеркинда из России перед стартом Еленой Рыбакиной в Мадриде





Что Золотухин рассказывал про некрасивые тайны Таганки и почему Высоцкий его не простил

Концерт «7 хитов И.С.Баха» в Эрмитажном театре

Певец Розенбаум похвастался возрождением сети советских пивных в Петербурге

Поклонник Басты сделал предложение девушке на концерте рэпера в Новосибирске



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Жизнь

Дом, милый дом: участки под строительство от компании Родные земли, цены, отзывы



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости