Добавить новость

Песня «Над небом голубым…» с точки зрения Апокалипсиса: объяснение c картинками

Одна из самых знаменитых русских песен ХХ века имеет непосредственное отношение к священному тексту, написанному почти 2000 лет назад. И если не знать исходник, то многое в смысле песни остается непонятным.
Все секреты песни можно узнать ниже.

Например, почему Гребенщиков поет "Под небом...", а в исходнике написано "Над..."?


Миниатюра 15 века


Песня "Аквариума" -- это стихотворное произведение Анри Волохонского 1972 года под названием «Рай».
Давайте разберем его построчно (и проиллюстрируем).

Над небом голубым
Есть город золотой


Гребенщиков поет "Под небом...", в том числе, потому что это логично с точки зрения массового слушателя.
Однако Волохонский более точен по отношению к первоисточнику. В новозаветной книге "Откровение Иоанна Богослова" (он же "Апокалипсис") говорится именно о городе, который находится НАД небом, над землей.
Это новый, небесный Иерусалим, то есть Рай: "И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего" (21:2).

И этот город спускается, так сказать, пикирует, или скорей, фланирует.

Гебхард Фугель. Фреска 1933 года (эскиз)


Именно таким, спускающимся, этот Небесный Иерусалим и рисуют в иллюстрациях "Откровения"

Алонсо Кано, 1630-е


Далее по тексту песни следует описание этого райского града:

С прозрачными воротами
И с яркою стеной.


В Библии рай подробно описан дважды: в самой первой книге ("Бытие") он предстает перед нами как сад, а вот в самой последней, "Откровении", он четко описывается как город, причем с четкой геометрической структурой. В подробностях описан его облик, в особенности стены.

В той же 21-й, предпоследней главе "Откровения" ее автор Иоанн рассказывает, как с помощью посланного к нему ангела-проводника он узрел город:

"...великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. (...) Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.  Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. (...) Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. (...) Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.  Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. (...) И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его..".

Из этого перечисления, которое заставило бы Дурина и Двалина зарыдать от зависти, мы узнаем, что в плане город -- квадрат, на каждой стороне которого 3 ворот, а стены выполнены из драгоценных камней.

Вот 3Д-модель, на росписи польской церкви


А вот развертка на испанской миниатюре 11 века. Отчетливо изображены ангелы в воротах.


В тексте Волохонского по объективным причинам описание упрощается: ворота, сделанные из жемчужины, превращаются в "прозрачные", а весь геммологический справочник материала крепостных стен -- просто в "яркую стену".

А в городе том — сад:
Всё травы да цветы.


Здесь в стихотворении также идет упрощение текста "Откровения", на сей раз из последней, 22-й главы книги (все обычно помнят, что "Откровение" -- это книга про ужасы Апокалипсиса, и не знают, что пара последних глав -- как раз наоборот, про сияющий рай и всякое благолепие, то есть огромнейший хэппи-энд).

Вот эти строки: "Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов" (22:2)

Здесь идет о речь о Реке Жизни, которая исходит от престола Бога и Агнца (четко в центре города), и о Древе жизни, которая в своем роде антитеза Древа познания добра и зла, с которого Библия начинается. (Иоанн, автор "Откровения", очень любил этот прием противопоставления).

Вот иллюстрации к этому фрагменту текста

Русские старообрядцы


Средневековые англичане


Гуляют там Животные
Невиданной красы.


В этих строках поэт не опирается на конкретный библейский текст, а просто строит переходный мостик к знаменитому припеву:

Одно как рыжий огнегривый лев,
Другое — вол, исполненный очей.
Третье — золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый…


Здесь мы перескакиваем из 22-й главы "Откровения" в самое начало -- в 4-ю главу, где появляются эти животные. Вообще их не три, а четыре: лев, вол, орел плюс ангел, который не влез в припев. Исходно в Ветхом Завете, которым Иоанн активно вдохновлялся, это было единое четырехсущное создание, но в своем тексте он их уже разделил на самостоятельные.

Обратите внимание на завораживающие строки "исполненный очей": это прямо дословно из Синодального перевода.

"...вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет". (4:6-8)

Со временем эти четыре животных станут постоянными спутниками Бога на изображениях, а также по отдельности символами Евангелистов.

Васнецов, 1880-90-е


На этой картине Фернандо Гальего (1490-е) они парят вокруг Престола Божьего.


Нарисовать их, как описано, с 6 крыльями и "исполненными очами" -- трудно, поэтому художники в итоге пришли к тому, чтобы рисовать обычных животных (и ангела), только с крыльями. Однако попадаются и дотошные авторы

Вот миниатюра 9 века: глаза рассыпаны по всем крыльям


А вот наши дни:

Худ. Родни Мэтьюс


Коллажист Генри Дэвид Джонсон


Авторов следующих изображений мне найти не удалось.



На самом деле как-то страшновато вообразить, что в любимой песне имеются в виду животные вот с таким экстерьером...



В следующих строках мы удаляемся от книги "Откровения".

А в небе голубом
Горит одна звезда.
Она твоя, о Ангел мой,
Она всегда твоя.


Хотя в припеве выше мы потеряли 4-го из небесных Животных, именно ангела, очевидно, что тут -- не он, а некий собеседник рассказчика, которого он именует ангелом, хотя вполне может иметься в виду "любимая" и проч.

Теперь о "звезде". В "Откровении" множество всяких звезд, но ничего хорошего от них ждать не приходится -- это и звезда Полынь, отравляющая реки, и звезда, отпирающая бездну дьявола, и всякое прочее веселое. Тут же, как следует далее из текста, идет речь о "хорошей", путеводной звезде.

Подобная звезда также есть в библейском корпусе текстов, но не в "Откровении". Разумеется, это евангельская Вифлеемская звезда, которая привела волхвов к яслям с новорожденным Иисусом.

На этой чудесной доске работы Сассетты 1430-х годов путеводная звезда парит низко над землей, подобно шаровой молнии или дрону, пока волхвы едут на заднем плане.


Кто любит — тот любим.
Кто светел — тот и свят.


Строки про любовь, в принципе, тривиальны, но забавно будет предположить, что советский человек Волохонский тут полимизировал с евангельским: "И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. (..) Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым" (Лк. 6:32-35). Хотя это наверняка не так, и я привела тут эту цитату в качестве интеллектуальной игры.
(Из комментов: Волохонский был не очень-то советский человек; а тут скорее Сенека: Si vis amari, ama "Хочешь быть любимым — люби").

Словосочетание "свят / светел" встречается в нашей поэзии раньше: "Свят и светел ваш приют" (И. Никитин, "Елка", 1855), "На пригорке монастырь светел. И от снега — свят" (М. Цветаева, 1915). В принципе это вообще похожи на однокоренные слова, поэтому их редко сочитают.
Обратите однако внимание, что в "Откровении" все-таки есть один-единственный раз, когда "звезда" выступает как нечто позитивное, правда, в переносном смысле: Иисус Христос говорит о себе «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (22:16). Тут имеется в виду, что утром звезда видна плохо, и вот также Иисус во Втором пришествии придет незаметно для тех, кто его не ждет.

Иллюстрация 15 века к 22-й главе: уже упомянутые выше Река и Древо жизни, на престоле сидит Бог с агнецем (вокруг звезды), внизу Иоанн, дважды, в сопровождении ангела


Так что, быть может, в нашем поиске источника образов можно вернуться обратно к "Откровению", тем более, что в следующих строчках мы опять возвращаемся к райскому саду с чудесными животными.

Пускай ведёт звезда твоя
Доро́гой в дивный сад.
Тебя там встретят огнегривый лев (и проч.)


Однако поскольку мы упомянули Вифлеемскую звезду, давайте проследим, куда же она приведет волхвов. Да, к Иисусу, который в яслях. Но "ясли" в изначальном смысле это ведь не "детский садик", а место содержания животных, где Святому Семейству пришлось переночевать и претерпеть брони за неимением нормальной брони в гостинице. Свидетелями родов там стали, помимо людей (и ангелов), осел и вол. Эти животные возникли в сюжете Рождества, поскольку те, кто отделывал легенду о Спасителе, должны были учитывать ветхозаветные пророчества о Мессии, а одно из них гласит: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Вол при этом стал символом верующих, а осел -- язычников. Любопытно, что корыто яслей, в которое вместо люльки положили новорожденного Христа, является аналогом Престола Небесного, на котором, как мы видели выше, он потом воссядет в Небесном Иерусалиме.

Герард ван Хонтхорст. 1622


Таким образом, самая знаменитая путеводная звезда привела волхвов к Христу и яслям (престолу) + волу; а данная путеводная звезда приведет собеседника автора в рай, где его встретит Христос на престоле (потому что в раю без этого никак), вол, +2 животных. Все закольцовывается, так устроена великая поэзия, набитая великими и древнейшими символами.

​***

Ну а теперь со всем этим знанием можно и песню послушать.

https://youtu.be/AD7i2qA5G2M

Для тех, кто желает научиться ориентироваться в апокалиптических символах, прячущихся в нашей массовой культуре, я написала книгу "Апокалипсис в искусстве" (Подробно о ней здесь).

Новости тенниса


Андрей Чесноков

Андрей Чесноков: Сейчас Медведев будет чертовски пахать для того, чтобы хорошо сыграть в Америке



Все новости по теме на сегодня

Песня в новостях



В Тюмени продают автограф Шатунова за 100 тысяч рублей.

С Юрием Шатуновым простился его сын Дэннис

Александр Розенбаум высказался об уехавших из России звездах шоу-бизнеса

А как же Ариша? Променявшая дочь на мужиков Волочкова явила миру нового ребенка


Музыка

Вся музыка

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Классика

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Александр Зинченко

«Челси» может купить Александра Зинченко. Игрок «Арсенала» категорически против трансфера. Рассказываем, как такое возможно





Песни Павла Аедоницкого поют Толкунова, Лещенко, ВИА Лада, Верные друзья, Кобзон (1978)

Мацуев снова даст открытый концерт на площади в Коломне

Яна Чурикова, Юлия Ковальчук, Алёна Блин, Инна Тлиашинова, Анастасия Волочкова, и многие другие на ЗАКРЫТОМ ПОКАЗЕ MD MAKHMUDOV DJEMAL «Тандава. Новая Эра» в рамках Московской недели моды

Молодые и энергичные: около трети сотрудников АО «РЭС» - не старше 35 лет



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Персональные новости


Новости России


Мир

Оренбург занял 26 место в рейтинге ТОП-100 городов России с самыми высокими отраслевыми зарплатами



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.