Добавить новость

Песня новая нужна: Александра Твардовского предстоит оценить как фронтового очеркиста

761

21 июня исполняется 115 лет со дня рождения Александра Твардовского (1910–1971). Участник Великой Отечественной, он создал самую народную поэму о русском солдате. Но некоторые грани его таланта не оценены до сих пор — например, очерки. Так считают и внучка поэта, и режиссер, который работает над экранизацией «Теркина». А мы публикуем корреспонденцию Александра Трифоновича, увидевшую свет в «Вечерней Москве».

Ноябрь 1962 года был отмечен для Твардовского двумя радостными событиями. 3-го числа был подписан в печать № 11 журнала «Новый мир», которым руководил Александр Трифонович. В него после долгой борьбы с цензурой удалось поставить рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — первое в официальной советской литературе произведение о сталинских репрессиях. А спустя пять дней, 8 ноября, у старшей дочери поэта, Валентины, родился второй ребенок — девочка, названная Ирой. Поздравление в родильный дом счастливый дедушка отправил вместе с сигнальным экземпляром журнала… Сегодня Ирина Твардовская — единственный из ныне живущих потомков Александра Трифоновича, который застал его и хранит воспоминания о нем.

— Ирина Александровна, вы жили вместе с дедушкой?

— Нет, с дедом вместе со своей семьей жила его младшая дочь — Ольга. А мои родители всегда жили отдельно. Но деда я видела часто. Он приезжал к нам — сам он машину не водил, у него был шофер. Мне запомнилось, что он привозил куличи из «Елисеевского» — их там пекли, они были горячие, прямо еще дышащие.

— Твардовский ведь последние свои годы провел за городом?

— Да, в писательском поселке «Красная Пахра», теперь это Ватутинки. Меня туда тоже не раз возили и оставляли ночевать. Во время домашних застолий чувствовалось, какой у деда авторитет. Сидят три семьи — две дочери, два зятя — а когда дедушка начинает говорить, устанавливается такая тишина, что слышно, как муха пролетает. Слово его было очень весомым.

— О чем обычно он говорил?

— О заварухе с журналом. Чем ближе было к 1970м годам, к застою, тем напряженнее у него было на работе (в годы хрущевской оттепели Твардовский сделал «Новый мир» рупором свободной мысли, а 9 февраля 1970 года был снят с поста главного редактора. — «ВМ»). Дед высказывался эмоционально, звучали разные имена — я все это впитывала. Потом это мне пригодилось, когда я, уже став взрослой, помогала готовить его дневники к печати: я понимала, о ком в некоторых фразах речь.

— Как Твардовский проводил свободное время?

— Любил заниматься садом, копать землю, ходить по грибы. В гости регулярно заглядывали соседи: Константин Симонов, Зиновий Гердт, художник Орест Верейский… Большая дружба была с «Дементом» — Александром Дементьевым, заместителем по журналу.

Помню, как дед ходил со мною на реку Десну, как гулял с Фомой — гигантским ньюфаундлендом, из шерсти которого всем вязали невероятно теплые носки… Запомнилось, как однажды дед копал яму для посадки дерева, а тут приехал шофер и что-то сообщил. Дед воткнул лопату в землю и уехал прямо в чем был. Много лет спустя я узнала: ему сказали, что его знакомого диссидента Жореса Медведева упекли в психиатрическую больницу в Калуге, и дед посчитал нужным немедленно поехать и вступиться.

— Александр Трифонович отмечал свой день рождения? Или 21 июня для него прежде всего было кануном Великой Отечественной войны?

— Отмечал, каждый божий год! И эта дата совершенно не ассоциировалась с войной — ни у него, ни у кого-либо другого. Стол накрывали в Пахре, на террасе. Собирались гости с разных концов страны. Гавриил Троепольский много часов гнал машину из Воронежа. Федор Абрамов приезжал из Ленинграда, Кайсын Кулиев — из КабардиноБалкарии, Расул Гамзатов — из Дагестана...

— Вас, наверное, ставили на табуретку, просили почитать дедушкины стихи?

— Никогда. Я со временем выучила наизусть очень многое из его поэзии. Но мое знакомство с нею началось только в школе, со стихотворения «Ленин и печник» (его изучали не ранее 4-го класса, то есть в 10–11 лет. — «ВМ»). А дедушка умер вскоре после того, как мне исполнилось девять лет.

— Вы помните, как он уходил?

— В последние месяцы меня привозили к нему каждую неделю. Он почему-то каждый раз целовал меня в губы, а моя мама ругалась… Недавно моя одноклассница рассказала, что на следующий день после его смерти наша учительница, Лилия Андреевна, попросила на уроке всех встать и объявила: «Умер выдающийся советский поэт, дедушка нашей Иры». И якобы я после этого заревела. Но у меня это как-то заблокировано в памяти, не знаю, почему.

— Фамилия вам помогала в жизни?

— Репетитор, которая готовила меня в институт, с удивлением сказала моей маме: «Она так строго к себе относится, а ведь могла бы надеяться на свою фамилию!» Но это действительно мой принцип! Я сделала себя абсолютно сама. И фамилия моя, кстати, почти ни у кого не вызывала никаких реакций — никто, услышав ее, не спрашивал, родственница ли я тому самому Твардовскому, не бросался что-то цитировать… Я большую часть жизни работаю с иностранцами, а они и выговаривают-то эту фамилию с трудом.

— В этом году настоящий вал мероприятий, связанных с произведениями Александра Трифоновича. Одних постановок по «Василию Теркину» в разных театрах больше десятка…

— Вот это меня и огорчает — что в основном все по «Василию Теркину». Спектакли, конкурсы, издания, проекты, где его нейросеть иллюстрирует... Я сама всегда обожала это произведение, но нельзя зацикливаться только на нем! Дедушка же писал в финале этой поэмы: «Песня, стало быть, допета, песня новая нужна». Вот почему не переиздают более позднюю поэму «Теркин на том свете», в которой осмеивается бюрократизация общества? А ведь она была очень дорога дедушке. Почему забыта его лирика последних лет? Почему делают вид, что не существует поэма «По праву памяти»? А главное — мне кажется интересным обратиться к его прозе. Статьи из сборника «Родина и чужбина» — это рассказ о войне, написанный стилем, близким к стилю Хемингуэя.

СО СТРАНИЦ «ВЕЧЕРКИ»

В годы Великой Отечественной войны Александр Твардовский был военным корреспондентом на Западном фронте. Его тексты печатались во многих газетах. Удалось нам отыскать и две публикации в «Вечерней Москве» за 1944 год. Впоследствии они в переработанном виде вошли в его шеститомное собрание сочинений (1978). Странно, но про один из этих очерков — «В Витебске» — ни в комментарии к шеститомнику, ни в подробной библиографии Твардовского (2002) не сказано, что он в свое время выходил в «Вечерке».

…Витебск! <…> Надписи и даты, выведенные заботливо строгой рукой на скромных намогильных дощечках у дорог <…>, напоминают о жестоких зимних боях за город. Немцы обороняли его, не щадя ничего. <…> Над городом небо к западу еще густо усыпано шапками разрывов зенитных снарядов и обволочено ржаво-темными космами и клочьями дымов. Земля еще привычно подрагивает от близкой пальбы. Навстречу, по дороге на восток от заставы тянется длинная и слишком ровная для обычного продвижения в такой близости от войны колонна. Пленные. Конвой — трое наших ребят с бровями, серыми от пыли.

— Сколько ведете?

— Сто сорок пять, — отвечает старший сержант, чуть улыбаясь пересохшими губами с черной от пыли, пота и копоти кромкой.

— Кто взял?

— Я, — совсем просто, но и не без гордости говорит он.

Это «я» не означает, что он единолично захватил всю группу немцев, а что он захватил ее со своими бойцами.

<…> На одной из улиц к стене дома прикреплен красный флаг. Укреплен он наскоро, на ходу и невысоко, может быть, именно затем, чтоб всякий мог прочесть записку, приколотую к нему: «Майор Рублик, преследуя противника, первым прошел по этой улице, а теперь я далеко впереди». <…>

Витебск пострадал больше многих, может быть, даже больше Смоленска. В нем уцелела едва ли одна десятая часть домов, жителей в первые три часа возвращенной городу свободы вовсе нетрудно было пересчитать.

Население города частью насильственно уведено противником в свой тыл, частью истреблено и замучено, частью скрывается в окрестных лесах и деревушках. <…>

Витебск! 12 часов 26 июня. <…> Регулировщица желтым флажком разрешает боевому транспорту путь через мост, который наши бойцы буквально не дали немцам взорвать, перестреляв, как рассказывают, подрывников в самую критическую минуту. На стенах, с еще не содранными немецкими вывесками и табличками, расклеивается приказ коменданта города — первый официальный наш государственный акт, изданный в Витебске после 9 июля 1941 года. На выезде из города уже идут стороной дороги связисты, разматывая провода с катушки, движутся вперед штабы, тылы, все большое хозяйство наступающей армии. И радость победы, и боль об искалеченном немцами городе сливаются в сердцах воинов в один вывод, в один грозный вздох:

— Что ж, присчитаем и Витебск!

«Вечерняя Москва» за 28 июня 1944 года

МНЕНИЕ

Съемки длятся дольше, чем шла война

Карен Геворкян, режиссер фильма «Василий Теркин», ответственный руководитель студии «Русское поле»:

— Иван Бунин, при всем своем отрицании советской власти и культуры, назвал произведение Александра Твардовского «Василий Теркин» лучшей поэмой ХХ века. Правота его оценки безусловно видна и с высоты века нынешнего.

Почему до сих пор по «Василию Теркину» не было снято художественного фильма? Я могу лишь предполагать: страшно и ответственно претендовать на право экранизации столь великого поэтического произведения. Это чувство преследует меня с начала 2019 года — с момента, когда стартовала работа над нашей картиной «Василий Теркин». Литературно-сценарной основой фильма является не только одноименная поэма. В Смоленске, на малой Родине Твардовского, стоит памятник: скульптор Вячеслав Клыков соединил в задушевном разговоре поэта и Теркина. Это стало замечательной подсказкой для меня. Ведь Василий Теркин — альтер эго своего автора, значит, Александр Твардовский — обязательный герой нашей картины. А как иначе? Именно от этого импульса мы обратились к еще одному литературному источнику — к военным очеркам Александра Трифоновича, которые говорят и о войне, и о нем лично очень много.

Основной текст картины — конечно, поэтический, но есть и прозаические фрагменты, в том числе произносимые Твардовским-героем. Мне кажется, у нас получилось слить воедино две эти «величины». Как и каким образом — рассказывать заранее не хочу. Такой симбиоз — один из элементов общей режиссуры фильма, а удачен ли он — судить зрителям.

Съемки длятся уже дольше, чем сама Великая Отечественная война. Я начал картину, взяв в долг у одного очень достойного человека 120 миллионов рублей. Не хочу говорить о своих мытарствах с государственным финансированием, которое «чудным» образом открылось только на третий год нашей работы, с началом специальной военной операции, причем в размерах меньших, чем мой собственный вклад. Сегодня я испытываю огромную благодарность руководству Первого канала, которое подставило нам «плечо» в самое ответственное время и в самой отчаянной для нас ситуации.

Надеюсь завершить работу в августе — сентябре сего года. Нам осталось доснять 5–6 эпизодов, на которые нам не хватило «бензина», затем предстоят монтажно-тонировочные работы и выведение картины на экраны страны и в мир. Пользуясь случаем, хотел бы пригласить к участию в завершающих работах по картине заинтересованного в ней инвестора. Мы находимся в поисках такого человека, отличающегося любовным отношением к своей культуре.

Игорь Бутман посетил творческую встречу с талантливыми детьми из музыкальных школ Петербурга

Воздушные фаны: AY YOLA в Лужниках, Найк Борзов на VK Fest

Полина Гагарина станет хедлайнером джазового фестиваля Бутмана в Петербурге

Звёзды против болезней: знаменитости, которые смогли победить смертельные диагнозы. От Сургановой до Буйнова

Новости тенниса


WTA

Анна Блинкова проиграла Кларе Таусон во втором круге турнира WTA-250 в Ноттингеме



Все новости по теме на сегодня

Песня в новостях



«Сурганова и Оркестр» –  следующие хедлайнеры фестиваля Окна Открой - 2025!

«Путь к деградации», – в России призвали запретить Волочковой выступать на ПМЭФ

Московский оркестр MetalliadA сыграет в Петербурге свои симфонические сюиты

Продвижение музыки ВКонтакте. Продвижение песни по пабликам ВКонтакте.


Музыкальные новости

Музыка

Вся музыка

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Классика

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Людмила Самсонова

Самсонова победила третью ракетку мира на турнире в Берлине





«Цой, ты жив!»: бердчанин отсекает всё лишнее на фестивале деревянной скульптуры

Концерт классической музыки пройдет в музее-заповеднике «Царицыно»

Саксофонист Бутман: в Европе сходит на нет культура отмены российского искусства

Звёзды против болезней: знаменитости, которые смогли победить смертельные диагнозы. От Сургановой до Буйнова



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


VIP

Грозный задал высокую планку: подведены промежуточные итоги статуса Культурной столицы России 2025 года



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости