Добавить новость

Певец Олег Погудин: «Искусство — это то, что формирует личность»

Певец Олег Погудин: «Искусство — это то, что формирует личность»

Один из самых замечательных вокалистов современности, Олег Погудин подготовил новую программу — «Золотой век». С «серебряным голосом России», как часто называют маэстро, пообщался корреспондент «Культуры».

— Как возникла сама идея сделать программу, посвященную выдающимся творцам «Золотого века»: Пушкину, Лермонтову, Глинке, Чайковскому, Гурилеву, Варламову, Булахову? Долго ли вы шли к ее осуществлению?

— Вы знаете, монографические программы, посвященные классикам Золотого века, в моем репертуаре присутствуют давно. Это и цикл программ «Русскому гению», и программы романсов на стихи Пушкина и Лермонтова, и «Чайковский». А программа «Элегия» просто стала квинтэссенцией данной темы.

В «Серебряном веке», премьера которого состоялась в декабре 2018 года, мы опробовали схему концерта-спектакля с дуэтами, балетом, хором. Так что можно говорить о длительном творческом процессе, однако самыми «долгими» оказались последние полтора пандемических года: не было никакой ясности, что и когда может быть — программа переносилась, площадки менялись. И эти организационные муки запомнились мне даже больше, чем творческие.

В чем же новизна «Золотого века»? В лирическом герое, в сквозном действии, в объемном взгляде и из того времени (а такой подход сейчас свойственен даже литературе), и из нашего. В понимании того, что Золотой век и Серебряный век — это не четко отделенные друг от друга эпохи. Поскольку весь Серебряный век развивался в диалоге с Золотым.

И художники обоих этих периодов постоянно обращались в своем творчестве к античной классике, к Эсхилу, Софоклу, Еврипиду (вспомним, например, Анненского, который досочинил его утерянные пьесы), к Золотому и Серебряному веку латыни. Мы за ХХ век не отрефлексировали толком ни Золотой век, ни Серебряный, а то что мы делаем это одновременно, создает, конечно, большие трудности, но при этом предлагает и новые возможности.

— Как данные мероприятия будут выглядеть визуально и акустически? Ведь, насколько я понимаю, предполагаются не обычные концерты, в классическом понимании этого слова, а нечто принципиально иное...

— Те, кто уже видел «Серебряный век», могут представить, как это будет выглядеть. Это не сольный концерт артиста Погудина, хотя, естественно, что я больше 80 процентов времени буду присутствовать на сцене. Там будут дуэты, а споют вместе со мной звезды оперы Олеся Петрова и Оксана Шилова, прозвучит музыка для арфы в исполнении Александра Болдачева.

Балетные номера специально для нас ставит Дмитрий Антипов — хореограф проекта «Большой балет» на телеканале «Культура». Золотой век нашей культуры вообще невозможно представить без «белого балета». Он выражал романтическую тоску по идеалу, а балерина в арабеске стала его визуальным воплощением. Но Дмитрий не просто повторяет прекрасные, но уже знакомые классические схемы — он создает для нашего спектакля новую хореографию. Будет звучать не только музыка, но и стихи, как источник и естественное ее продолжение.

И все же главное в этом спектакле для меня, как для актера, и в визуальных и в акустических решениях, — не режиссерские ходы, не постановочные аспекты, а артист. Всегда артист: его голос, пластика, эмоции, мастерство.

— 7 октября вы выступите в Санкт-Петербурге в БКЗ «Октябрьский» и лишь только 22 декабря в московском ГКД. Почему такой разброс по датам — с разницей аж в два с половиной месяца? И в целом, вы задумываете данный проект как одноразовую акцию или планируете взять его, что называется, в завтра?

— Это связано с эпидемиологической ситуацией. Весь прошлый год нас преследовали постоянные переносы и отмены концертов. С Москвой было легче. Традиция отмечать мой день рождения 22 декабря в ГКД сложилась давно. Там состоялась премьера программы «За столом семи морей», премьера «Серебряного века», так что подумалось, что и премьеру «Золотого века» мы в Москве проведем там же.

А вот с Петербургом было труднее, потому что мы из-за пандемийных ограничений переносили концерт с 2020 года, и найти место как в расписании зала, так и в моем личном графике было нелегко. К тому же, надо было все согласовать с планами приглашенных звезд. И вот, наконец, 7 октября все совпало. Впрочем, такой промежуток между премьерами позволяет сделать две редакции спектакля — петербургскую и московскую.

Насчет того, будет ли это одноразовая акция, трудно сказать. Вот Серебряный век сначала задумывался как концерт к юбилею, а потом превратился в проект, в спектакль, который проехал по 40 городам России.

— Классика никогда не теряет своей актуальности — на то она и классика. Однако немногие сегодня рискуют выносить такую «сугубую» классику на суд массовой аудитории и представлять ее на больших площадках.

— Большие площадки бывают. Например, на оперных фестивалях. Есть и всевозможные представления в области кроссовера. Но принципиальное отличие нашего спектакля именно в том, что это именно спектакль: он как раз стремится отдалиться от принципа дивертисмента, набора эффектных номеров, и приблизиться, насколько возможно, к единому музыкально-драматическому действию, если хотите, к синтетическому театру оперы, балета, драмы и камерного музицирования.

Такие опыты, впрочем, тоже существуют и даже довольно удачные, но чаще на театральных сценах. Сложность же существования на огромных площадках — это, в первую очередь, необходимость использования микрофонов, что требует от академических исполнителей дополнительных навыков, особого мастерства. И я горд и счастлив, что мои партнеры по Золотому веку этим мастерством обладают в полной мере.

Еще одна сложность — необходимость быть достаточно ярким и выразительным и, в то же время, абсолютно естественным и правдивым в сугубо камерном, зачастую интимном репертуаре, когда зритель может находиться от тебя на расстоянии более чем в сотне метров. Это требует и крепкого мастерства, и особой эмоциональной подвижности, и абсолютной свободы. То есть, говоря простыми словами, очень хорошего и умного артиста, а в нашем случае еще и артиста чуткого к поэтическому слову. Справиться с такой задачей — серьезный вызов, но и успех при таких обстоятельствах поистине бесценный.

А вот продюсеры и прокатчики часто живут в плену ими же придуманных мифов о том, что нужно, а что не нужно народу. И уговорить прокатчика на эксперимент в области классики очень нелегко.

— В чем для вас, как профессионального вокалиста, заключается, с чисто технической точки зрения, принципиальное отличие между обычным концертом и театральным перформансом?

— Это разные жанры. Театральный перформанс или, как мы говорим, спектакль-концерт предполагает историю, нарратив, диалог с партнерами. В концерте история, конечно, тоже есть, но это все-таки монолог лирического героя.

— Музыка многолика и бесконечна — это явствует из вашего, весьма разнопланового репертуара: романсы, классические арии, военные песни, произведения советских композиторов, переложения иностранных песен на русский язык и так далее. Однако все-таки, есть ли у вас некая любимая песенная ниша, назовем ее условно так? Иными словами, существует ли программа, по отношению к которой вы, выходя на сцену или записываясь в студии, испытываете особый трепет?

— Городской романс. Мы с этим жанром совпадаем и по психофизике, и по образу лирического героя. И надо сказать, что заниматься им я начал в юности, можно сказать, подсознательно. А вот сейчас вижу, насколько он углублен в нашу культуру, насколько встроен в Серебряный век, какие огромные возможности для исполнителя дает.

Кстати, это еще и тот жанр, который всегда с восторгом принимается слушателями. Достаточно просто анонсировать романсовый концерт в петербургской ли Капелле, в ММДМ — зал гарантированно будет полон.

— Способна ли музыка, да и искусство в целом, сделать человека чище, добрее, мудрее — то есть выполнять ту миссию, которую мы на культурную составляющую нашего бытия невольно (а порой и вполне осознанно) возлагаем? Или это просто романтические грезы и ничего более?

— Искусство — это лекарство. А еще то, что формирует личность. Бродский в Нобелевской речи сказал: «Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее — хотя, возможно, и не счастливее». Мне кажется, с этим трудно не согласиться.

Фотографии предоставлены пресс-службой Олега Погудина.

Новости тенниса


Карен Хачанов

Карен Хачанов: Увидимся завтра, Москва



Все новости по теме на сегодня

Певец в новостях



Ольга Бузова из-за локдауна перенесла сольный концерт

Лучшие хиты Луи Армстронга

Национальный отбор на Детское Евровидение 2021

Скоро ROCK при Свечах!


Музыка

Вся музыка

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Классика

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


ATP

Хачанов: моя главная цель – вернуться в топ-10 рейтинга ATP





ТНТ выпустит новый сериал Семёна Слепакова

Белоруссии не оказалось в списке участников конкурса «Евровидение—2022»

Певица из Якутии вошла в полуфинал Всероссийского музыкального конкурса «Громче»

Принц Уильям и сэр Дэвид Аттенборо призывают спасти планету



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Персональные новости


Новости России


Мир

На чyжом гoрбу в рай? Вы, там на Украине, часом, бeрега не пeрепутали?



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.