Певица Imany о каверах на Мадонну и t.A.T.u, движении BLM и расизме
Ɔ. Ваш последний альбом The Wrong Kind of War вышел в 2016 году. Насколько с тех пор изменился музыкальный рынок? «Тикток» вытеснил всех?
Музыкальная индустрия меняется каждый день. И не один «Тикток» тому причина. Например, уже пять лет назад было невозможно выпустить успешный акустический альбом. Просто потому что это никому не нужно. Сейчас стало еще хуже. Если ты не делаешь танцевальную и электронную музыку, тебе сложно пробиться. Коммерчески невыгодно писать фолк, соул, акустику. Иногда мне кажется, что, если бы Трейси Чепмен начала карьеру сейчас, люди даже не узнали бы о ней. Но это не повод не быть настойчивой. Хотя индустрия продвигает только одно направление, я чувствую, что публика хочет слушать разную музыку. Приходится прорываться и давить.
Ɔ. Пандемия COVID-19 сильно подкосила индустрию?
Она ее практически убила. Особенно серьезный удар пришелся по концертам, конечно. Причем трудно пришлось и зрителям — ведь им хочется чувствовать музыку, впитывать энергию живых выступлений, — и артистам, для которых концерты — главный способ заработать, чтобы оплатить счета. Кроме того, без концертов сложно продвигать альбомы. Для музыкантов, которые собирались выпускать новые пластинки в последние два года, пандемия стала губительной.
Но лично для меня это время оказалось не таким ужасным, как для многих коллег по цеху. Я недавно родила ребенка. И пандемия дала мне возможность позаботиться о нем. Побыть мамой. Знаете, самым тяжелым было осознание того, что музыка на самом деле мне не так важна, как казалось. Что ее легко можно убрать из жизни. Стало даже немного обидно.
Ɔ. Альбом Voodoo Cello состоит из каверов, в нем есть даже перепевка российской группы t.A.T.u. Почему на этот раз вы решили не писать свою музыку, а акустически переосмыслить чужую?
Сложно сказать. Знаете, бывает, что просыпаешься утром с навязчивой идеей, которую хочется реализовать, и она не отпускает. Я была просто одержима идеей записать каверы на песни с аккомпанементом виолончелей. Взять культовые, иногда заезженные, но непременно важные треки своего времени — к таким, безусловно, относится и песня российской группы — и сделать из них нежные, аккуратные, легкие версии в акустике. Я представляла, как это будет круто — восемь виолончелей и вокал. И все.
Помню, когда впервые услышала виолончель, я была просто потрясена ее звуком. Этот инструмент настолько силен акустически, что мы даже не обрабатывали записи. Виолончель близка к человеческому голосу, особенно к женскому. Да и ее форма похожа на женское тело. Так что этот инструмент вообще почти что человек.
Некоторые песни, которые выбрала, я просто любила петь в детстве, например Total Eclipse of the Heart Бонни Тайлер. Какие-то треки оказали на меня влияние, раскрывают мою личность. И все они не просто мелодичные, но и сильные. У них есть месседж, как у тех же t.A.T.u. Для меня дико важно чувствовать связь с текстом. Особенно когда слова песни затрагивают социальную проблематику, говорят о правах и свободах.
Ɔ. Раз уж заговорили о свободе. Как вы относитесь к движению Black Lives Matter? Многие музыканты его поддержали, стали его частью.
BLM существует, потому что американское общество годами было построено на расизме. Во Франции, кстати, ситуация чуть менее болезненна. Несмотря на все изменения в США, черные люди там по-прежнему ниже белых во всех смыслах. Так что это движение необходимо, оно должно быть глобальным. Но вот еще что важно. Мы не должны ограничиваться защитой прав только темнокожих. Повсюду есть меньшинства, которые страдают от несправедливости — геи, женщины, например. Их тоже крайне важно защищать. Для меня это очевидно. Это просто некий здравый смысл.
Ɔ. Недавно в России движение «Мужское государство» угрожало сети суши-ресторанов «Тануки» из-за рекламы с темнокожей моделью.
Какой ужас. И поэтому, повторюсь, защищать нужно всех жертв травли. В России мало задумываются о проблемах темнокожих, все же для вас это не такая большая и важная проблема, и ее можно игнорировать. Но поклонники превосходства белых не остановятся на темнокожих и будут преследовать женщин, иммигрантов, бедных. Так что нужно с этим бороться. Иначе это перерастет в фашизм. А в России хорошо знают, что это такое.
Я была только в двух городах вашей страны — Санкт-Петербурге и Москве. Российская аудитория очень щедрая и похожа этим на французскую. На первый взгляд, русские такие далекие и холодные, но на деле оказываются добрыми и искренними. В моем ансамбле есть русская виолончелистка Полина Стрельцова — она потрясающая. Трудолюбивая, дисциплинированная, но вместе с тем веселая. И хорошо знает историю — мне нравится это в русских. Вы знаете, откуда вы родом. Знаете свои корни. Это важно.
Подготовила Ксения Михайлова
А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.
Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб» — Общество». Присоединяйтесь