Певица, голосом которой пели Гундарева, Екатерина Васильева, Неелова и сама Аманда Лир
10 сентября день рождения Ларисы Долиной.
Петь на людях она начала шестнадцатилетней девочкой в оркестре «Мы одесситы». Потом были четыре года работы в Армении, в коллективах Орбеляна и Полада Бюль-Бюль-оглы.
В 1978 на конкурсе исполнителей советской песни Лариса Долина заняла второе место. Руководитель джазового ансамбля Александр Кролл переманил ее в Москву.
Тогда же состоялся дебют Долиной в кино.
Вот на карьере певицы в советском кинематографе остановимся поподробнее.
Ведь многие известные артистки открывали рот под ее фонограмму.
Впервые Долина предстала перед зрителем в картине «Бархатный сезон» (1978). Сия лента повествовала о заграничной жизни предвоенных тридцатых. Долина в дуэте с еще одним участником ансамбля Кролла Вейландом Роддом исполнила на английском песню «Несостоявшееся знакомство». Причем, если Родд выступал без грима, то Долину превращали в негритянку.
Песни из этой картины были изданы отдельной пластинкой, - получился такой закос под фирму. Леонид Серебренников, Долина и Родд пели на английском. Валентина Игнатьева на испанском, Лариса Шутова на французском.
Следующая работа Долиной в фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо» (1978) оказалась более заметна. В дуэте с Леонидом Серебренниковым Долина спела «Ах, сударыня, вы, верно, согласитесь». Этот номер часто гоняли в праздничных киноконцертах, вот только зритель приписывал его исполнение актерам Екатерине Васильевой и Юрию Соломину, кои раскрывали рот под фонограмму.
В том же, счастливом для Долиной 1978 году, увидел телеэкран романтико-фантастический фильм «31 июня». Долина пела за героиню Людмилы Власовой леди Ниннет. На попеть эту роль, кстати, пробовались Алла Пугачева и будущая жена Вейланда Родда Ирина Понаровская (ОСОБОЕ НЕВЕЗЕНИЕ ВЕЙЛАНДА РОДДА (ИРИНА ПОНАРОВСКАЯ VS. ВЕЙЛАНД РОДД). В «31 июня» Долина исполнила три песни - «Драконографию», «Любовь с первого взгляда» (в дуэте с Татьяной Анциферовой) и «Буду я королевой».
Пожалуй, наиболее известной песней Ларисы Долиной того периода стала «Три белых коня» из новогодних «Чародеев» (1982), исполненная детским фальцетом за девочку Аню Ашимову.
Если бы так дела пошли и дальше, Долиной грозила судьба Татьяны Дасковской, официальной певицы киностудии Горького, все свое пропевшей за кадром (ЗНАМЕНИТАЯ СОВЕТСКАЯ ПЕВИЦА, КОТОРУЮ СКРЫВАЛИ ОТ ЗРИТЕЛЕЙ И ПОЭТОМУ ЕЕ НИКТО НЕ ЗНАЛ).
Но пение за чужих героев не было у Ларисы в приоритете. Основной ее площадкой оставался оркестр Александра Кролла. В 1981 Кролл подготовил программу «Антология джазового вокала», где блистали Долина и Родд.
А в 1983 Долина появилась на киноэкране собственной персоной, сыграв в комедии Карена Шахназарова «Мы из джаза» кубинскую певицу Клементину Фернандес.
Роль джазовой певицы Долина всегда оценивала очень высоко, хотя далась она непросто. В период съемок Лариса готовилась родить и лежала на сохранении. Из роддома ее отдавали только под расписку режиссеру.
И дальше Шахназаров о Долиной не забыл. В следующей картине «Зимний вечер в Гаграх» (1985) он не нашел для нее роли, но нашел песню. То была «Дружба» («Когда простым и нежным взором…»), спетая в дуэте с Владимиром Шевциком. Песню вложили в уста героев Натальи Гундаревой и Сергея Никоненко.
В том же 1985 Долина удостоилась персонального саундтрека в аморфном фильме Самсона Самсонова «Танцплощадка». За героиню Людмилы Шевель она напела пластинку из пяти позиций: «Танцплощадка», «На последнем сеансе кино», «Песня Нептуна», «Любовь начинается просто», «Вишня».
В комедии «Самая обаятельная и привлекательная» певица снова заявила себя как фирму. Ее вокал подложили под саму Аманду Лир, кассету с выступлением которой смотрел герой-фарцовщик.
1985 вообще стал для Долиной прорывным. Она начала сольную карьеру программой «Затяжной прыжок».
Пошли гастроли по всему Союзу, но кинематограф Лариса тоже не забывала. В 1987 она пела за Александру Яковлеву в комедии «Человек с бульвара Капуцинов».
В 1988 за Александру Захарову в «Убить дракона».
Приходилось петь и за Марину Нееелову в «Тень, или Может быть, все обойдется» (1991).
Таковы наиболее яркие работы хорошей певицы за кадром советского кино.