Пианист Даниил Крамер: «Считать джаз элитарным искусством — великое заблуждение»

Пианист Даниил Крамер в интервью ФАН рассказал о джазовой культуре в России, о том, считает ли он этот жанр элитарным.

Пианист Даниил Крамер называет себя человеком из разных миров: он одинаково вдохновенно играет классику, а также джаз, рок, фанк и блюз. Артист совмещает активную гастрольную деятельность с педагогикой, а также много лет занимается популяризацией джаза в нашей стране. На своих уроках он готов видеть не только музыкантов. В интервью ФАН маэстро пригласил на мастер-классы и чиновников от культуры.

— Вы регулярно играете в джаз-клубах, в частности 18 и 23 декабря у вас выступления на культовых московских площадках — в джаз-клубе «Союз композиторов» и «Академ Джаз Клубе» на Арбате соответственно. А сколько всего в Москве и Петербурге сейчас настоящих джаз-клубов?

— Законы рыночной экономики распространяются и на джазовую музыку — каков спрос, такое и предложение. Возрастет интерес публики к джазу, значит джаз-клубы начнут расти как грибы после дождя. И наоборот: если не будет интереса, то площадки, где играют джаз, будут умирать. Поэтому вопрос формирования культурной среды я адресую СМИ. От того, о чем напишут журналисты, какие программы покажут на телевидении, в интернет-ресурсах, зависит в итоге предпочтение аудитории. Если СМИ формируют культурную среду, которая ограничивается тремя аккордами, блатными шансонами и примитивной попсой, то вполне очевидно, что по-настоящему значимых джаз-клубов мало даже в Москве и Санкт-Петербурге, где очень много великолепных музыкантов, играющих джаз. В Москве я насчитаю штук пять: клуб Бутмана, Козлова, «Эссе» и упомянутые вами джаз-клуб «Союз композиторов», «Академ Джаз Клуб» на Арбате. Пожалуй, все. В Петербурге еще меньше — три. Если брать во внимание, что в Москве проживает порядка 20 миллионов, а в Петербурге — где-то около 8 миллионов, то понимаешь, что 8 джаз-клубов на такое огромное количество людей — это мизер. Поэтому многим музыкантам приходится работать в смежных жанрах, в поп-арте, чтобы как-то прожить.

— Такая картина только у нас?

— Нет, проблема востребованности джазовых музыкантов существует и в Европе, и даже в США. Американским джазменам также приходится работать на стороне. Представления о том, что в США джаз — это культура, которая доминирует и поднята на ура, ошибочны и не отражают реального положения вещей. Американцы относятся к джазу более утилитарно, правда, не все.

— Что вы думаете по поводу расхожего мнения, что джаз — это не массовое, а элитарное искусство, ведь в джаз-клубах не более сотни посадочных мест?

— Я бы не сравнивал выступления в джаз-клубах и концертных залах. Это разные вещи. Нужно и то, и другое, а также фестивали джазовой музыки, конкурсы. Что касается элитарности джаза, то это банальный, примитивный подход к пониманию этого жанра, его неправильное позиционирование в обществе. Так что считать джаз элитарным искусством — великое заблуждение. Искусство джаза не элитарно, если правильно его представлять публике. Конечно, существует музыка, требующая большего интеллектуального развития от тех, кто ее слушает. Но в той же классике есть сложные произведения для слухового восприятия, а есть — простые. Такая классификация применима даже к творчеству одного композитора. Например, у Шостаковича есть Одиннадцатая симфония, но и вальсы, которые все любят. У Бетховена наряду с Девятой симфонией есть также багатели — небольшие легкие пьесы для фортепиано. Моцарт написал «Реквием», а также хитовый «Турецкий марш». У Чайковского — Шестая симфония и фортепианный цикл «Времена года». Список бесконечный. Поэтому вопрос об элитарности актуален для конкретных произведений, а не в целом для академической или джазовой музыки. Правильно говорить об элитарности отдельно взятого исполнителя: как он владеет инструментом, искусством импровизации, в которой заключена вся сущность джаза.

— В 2012 году Петербург на один год был объявлен мировой столицей джаза. Чего в этом решении больше — искусства лоббизма или, собственно, самого джаза?

— Петербург — очень джазовый город. В нем много прекрасных джазовых музыкантов. По качеству исполнения, по пристрастиям Петербург и Москва очень разные. Северная столица более традиционна, на мой взгляд, а Москва, в свою очередь, склонна к экспериментальности. Это моя личная позиция. То, что Петербург десять лет назад был объявлен мировой столицей джаза, вполне логично. Но, опять же, по моему мнению, Москва — тоже достойный кандидат на это звание, что, несомненно, даст толчок к росту популярности этого жанра в городе, где происходит огромное количество культурных мероприятий разного содержания и качества. На сегодняшний день джаз занимает треть мировой культуры. На первом и втором, соответственно, — классика и фольклор, а шоу-бизнес я не считаю искусством. Но к России этот рейтинг не имеет отношения. Поэтому я в свое время и придумал проект «Джаз в академических залах», чтобы исправлять ситуацию.

— Тем, кто играет в большой теннис, запрещают заниматься настольным теннисом, так как техника использования кистей рук взаимоисключающая. Вам пришлось жить по сценарию «Крамер против Крамера», когда из академического пианиста переучивались на джазмена?

— Переход от классики к джазу у меня происходил непросто, вначале не все получалось. Потребовалось лет шесть, чтобы научиться прилично играть джаз. Меня стали тогда называть джазовым музыкантом, но я себя в тот период таковым не считал. Такой кульбит дается не всем. В классике и джазе есть моменты не то чтобы взаимоисключающие, но противоположные друг другу. Задача в том, чтобы владеть ими одновременно. Простой пример: ритмический рисунок классики — кстати, равно как и в поп-музыке — опирается на сильные доли, джаз считает все наоборот. Преодолеть эту разницу очень сложно, поэтому я считаю великой глупостью существование такого понятия, как эстрадно-джазовое искусство. Я, пользуясь случаем, приглашаю на свои мастер-классы чиновников от культуры, чтобы им объяснить, чем джаз отличается от эстрады и почему нелепо называть отделения в училищах и вузах эстрадно-джазовыми. Я стараюсь делать так, чтобы джаз не был лишь развлекательным искусством, а становился глубже. И мне не нужны методички, спущенные дилетантами.

— У вас тем не менее много единомышленников, с которыми вы каждый год даете концерт «День рождения в кругу друзей». Когда зародилась эта традиция?

— Первый такой концерт состоялся лет десять назад в Доме музыки в Москве. Раз сделали концерт в день моего рождения, два, а в третий раз я спросил, не свободна ли следующая дата 21 марта и могу ли я организовывать такие выступления на постоянной основе. Так проект «День рождения в кругу друзей» и попал в программу абонементов Дома музыки. Также сложилась традиция играть концерт каждый год в Большом зале Московской консерватории (БЗК) 14 апреля в день рождения величайшего пианиста Николая Арнольдовича Петрова. И в БЗК оставляют этот день за мной.

— А 30 апреля — Международный день джаза — вы еще нигде не «застолбили» за собой?

— В этот день регулярно дает концерты живая легенда отечественного джаза Анатолий Кролл, а также представляет свои проекты Игорь Бутман. А я предпочитаю делать то, что другие не делают.

Досье

Даниил Крамер — российский джазовый пианист, педагог, композитор и продюсер. Родился 21 марта 1960 года в Харькове. Народный артист РФ (2012), действительный член Российской академии искусств (2014). Известен самостоятельно разработанной схемой гастрольных абонементов джазовой музыки в филармонических залах России.

Учился в Академии имени Гнесиных как пианист академического направления, параллельно Крамер начал серьезно заниматься джазом и в 1982 году получил первую премию на конкурсе фортепианных джазовых импровизаторов в Вильнюсе.

Участвовал во всех отечественных джазовых фестивалях, гастролировал по европейским странам, среди которых Австрия, Венгрия, Германия, Италия, Испания, Польша, Чехословакия, Финляндия, Франция, США и Швеция, а также по странам Центральной и Южной Америки, Африки, побывал в Австралии и в Китае.

Аудио возможности для Поэтов и Писателей. Фоновая музыка для стихов.

SHOT: комик Слепаков поднял размер гонорара за корпоративы

«Хотел жениться»: пятилетний сын Тимати удивил Анастасию Решетову

Пианист-виртуоз Денис Мацуев выступает в Барнауле

Новости тенниса


WTA

Саснович вышла в четвертьфинал парного разряда турнира WTA-250 в Румынии



Все новости по теме на сегодня

Пианист в новостях



Дочь Александра Градского подала в суд на коммунальщиков

Черный сибиряк, восточный ветер и джаз Синатры. 5 концертов февраля в алтайской филармонии

Певец и продюсер Максим Яровой, известный, как MBrise, рассказал о своем digital - шоу нового поколения

Юрий Лоза заявил, что почти каждую неделю создает новые потенциальные хиты


Здоровье в России и мире

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Елена Рыбакина

Прямая трансляция стартового матча Елены Рыбакиной на турнире за миллион долларов





Модель Мария Погребняк призвала запретить треки Моргенштерна

Триумф музыки. Фото с выступления Дениса Мацуева в Барнауле

Звезда Comedy Club Екатерина Козлова сделала пластическую операцию у Тимура Хайдарова

Погребняк заявила, что Моргенштерна* надо запретить



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


VIP

Крутые и дерзкие! Десять новых героев Like FM



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости