Пианист Алексей Гориболь — о Ельцин Центре, современной музыке и танках во время путча 1991 года

Znak.com
231
Известный пианист, просветитель, организатор музыкальных фестивалей Алексей Гориболь всегда при знакомстве жмет руку и представляется: Алеша . Ко дню рождения Бориса Ельцина 1 февраля музыкант представил в Ельцин Центре очередной вечер своей авторской программы из цикла Послушайте! , а в марте выступит на сцене театра Урал Опера Балет как центральный исполнитель и музыкальный руководитель балетного проекта L.A.D. с постановкой на музыку современного композитора Леонида Десятникова. Алексей Гориболь встретился с корреспондентом Znak.сom и рассказал, как репетировал во время путча 1991 года под звуки проезжающих мимо танков, о знакомстве с семьей Бориса Ельцина и о планах на музыкальную программу в Президентском центре. - Ваш цикл музыкальных вечеров Послушайте! в Ельцин Центре пользуется большим успехом у зрителей. Билеты на концерт к 91-й годовщине со дня рождения Бориса Ельцина и вовсе раскупили за считаные часы. Почему для этой программы вы выбрали название Мудрость и страсть ? - Название Мудрость и страсть связано с содержанием музыки и личностью Людвига ван Бетховена, произведения которого мы будем играть вместе с изумительным виолончелистом Рустамом Комачковым. Но мне кажется, что оно рифмуется и с личностью самого Бориса Николаевича. - Вы лично были знакомы с Борисом Ельциным? - К сожалению, нет. Но несколько раз наблюдал его. Борис Николаевич дружил с Мстиславом Ростроповичем и неоднократно бывал на его концертах. Однажды Ельцин приехал в консерваторию на вечер памяти Андрея Дмитриевича Сахарова, на котором играли великие музыканты - Святослав Рихтер и Мстислав Ростропович. Он зашел в фойе, такой большой и лучезарный, а мы, молодые музыканты, как раз стояли неподалеку и осмелились поздороваться с ним. Буквально несколько минут он очень просто и дружелюбно с нами пообщался, но это оставило очень сильное впечатление. Ельцин был настоящий, живой, не забронзовевший лидер. Этим и объяснялась его огромная популярность. - Я была уверена, что вы были вхожи в его семью и ближайший круг. - С дочерью Бориса Николаевича - Татьяной Борисовной Юмашевой я познакомился десять лет назад в Вене. Со скрипачом Александром Тростянским и виолончелистом Рустамом Комачковым мы играли концерт в галерее Альбертина . Среди гостей была Татьяна Борисовна с супругом. А два года назад я был впечатлен встречей с Наиной Иосифовной Ельциной. Я предполагал, что она удивительная женщина, но все равно был потрясен ее интеллигентностью, скромностью, живостью ума и великолепным русским языком. Она прослушала наш концерт с выдающейся певицей Олесей Петровой, сказала со сцены теплые слова, а потом мы чудесно общались за ужином. Для меня это стало значительным событием. - Когда вы посетили Ельцин Центр впервые, что вас больше всего впечатлило? - Первый раз я выступил в Ельцин Центре с уникальной певицей и актрисой Ольгой Дзусовой. Вместе с Верой Таривердиевой мы представили программу Двое в городе в честь 85-летия с дня рождения Микаэла Таривердиева. Прежде всего зацепило архитектурное решение и уникальная подсветка всего комплекса. А дальше я увидел концертный зал, великолепный рояль Steinway, арт-галерею, книжные магазины, выставочные пространства, кофейни. Все это произвело большое впечатление. Очаровала меня и замечательная молодая команда сотрудников Ельцин Центра. Это настоящие профессионалы. Ну и, конечно, грандиозный Музей первого президента России, сделанный по последнему слову музейных технологий. Больше всего в нем поразили троллейбус и последний, финальный зал - кабинет президента. - А баррикады? Многих цепляет именно этот зал. Вам на момент путча в 1991 году было 30 лет, как раз мужчина в самом расцвете сил и осознанности. Вы участвовали в тех событиях? - В те августовские дни с виолончелистом Олегом Ведерниковым, одной из ярчайших легенд музыкального Свердловска / Екатеринбурга, мы готовились к международному конкурсу камерной музыки, который должен был пройти в итальянском городе Трапани. Поэтому на баррикады мы выйти не решились. Все же музыканты должны беречь руки. Но танки шли мимо дома, где мы репетировали, играли музыку Бетховена, Шостаковича и Шнитке. Конечно, всей душой мы были там, у Белого дома. А конкурс, кстати, мы выиграли через несколько месяцев. - Вы всегда поддерживали курс Бориса Ельцина и его политические решения? - Я всегда уважительно относился к Борису Николаевичу. Могу рассказать такую историю. Когда в 1996 году во втором туре президентских выборов обострилась борьба между Ельциным и Зюгановым, мы с пианисткой Полиной Осетинской приехали в Петербург. Будучи москвичами, мы не взяли открепительные талоны для голосования, так как были убеждены, что второго тура не будет. Тогда мы на один день прописались у нашей знакомой скрипачки в Петербурге, и это позволило нам проголосовать за Ельцина. - Как началось ваше сотрудничество с Ельцин Центром? - Оно началось четыре года назад, когда я уже имел серьезный опыт организации музыкальных фестивалей и культурных проектов. Я подумал, что мог бы предложить интересную идею для Ельцин Центра, и позвонил первому заместителю исполнительного директора Людмиле Телень. Мы были знакомы с конца 80-х годов, когда она курировала выезд группы журналистов от легендарного издания Московские новости на конгресс в Гаагу, а мы с Олегом Ведерниковым были приглашены в культурную программу форума. Мы тогда были молодыми, озорными и в самолете пошутили: У нас полный билет на виолончель, нам положено еще одно питание . Людмила Олеговна устроила мне встречу с Татьяной Борисовной Юмашевой в Фонде Бориса Ельцина в Москве. Я думал, что беседа будет длиться минут пятнадцать, а она шла час. Я подробно представил идею проекта Послушайте! , Татьяна Борисовна внимательно выслушала меня, и в итоге все сложилось. Я рад, что за три сезона музыкально-просветительский цикл Послушайте! занял видное место на карте культурных событий Екатеринбурга. Сейчас, когда я выхожу на сцену Урал Опера Балет на финальный поклон в постановке L.A.D. , я понимаю, что зал приветствует меня за работу не только в балете, но и в Ельцин Центре. - Потрясающая постановка L.A.D. на музыку Леонида Десятникова теперь в репертуаре Урал Оперы , вы будете искать, готовить себе замену или будете регулярно прилетать на спектакли? - Когда вы увидите, как я существую в этом проекте, то поймете (уж, извините!), что замена невозможна. Конечно, я буду прилетать и с огромным удовольствием играть этот спектакль, который очень полюбил. Я дорожу сотрудничеством с замечательными музыкантами и прекрасным хором Оперы. И, конечно, я в восторге от выдающейся балетной труппы Вячеслава Самодурова. - Кино-конференц-зал Ельцин Центра изначально камерный - 178 мест, а при современных реалиях, когда заполняемость должна быть не более 75%, и вовсе становится крошечным. Вас не задевает, что ваш уникальный проект Послушайте! имеет столь небольшое количество зрителей? - Я обожаю камерные залы. На мой взгляд, значительные события не обязательно происходят на больших пространствах. Надо помнить, что славу Александру Пушкину сделали великосветские салоны и пятьсот читающих человек в Петербурге и Москве. А на средах у Вячеслава Иванова, в так называемой башне на Таврической улице, где звучали голоса поэтов всего Серебряного века, присутствовало обычно не более двадцати гостей. - Вы смотрите телевизор, следите за новостями? Какие события вас тронули в последнее время? - В первую очередь я смотрю по телевизору фигурное катание. Как и всех нас, меня тревожит ситуация с ковидом, из-за которой значительно сузилась посещаемость культурных мероприятий, срываются намеченные планы. Например, у проекта L.A.D. намечены гастроли по стране и миру, но из-за пандемии мы пока не можем это осуществить. - А за современной эстрадой вы следите? Можете оценить творчество маститых звезд или кумиров современной молодежи? - Не поверите - слежу. Знаю, например, кто такой Даня Милохин, кто такая Монеточка. Но я не имею права их оценивать, так как нахожусь на другой территории. Но они милые все. Мне нравится, как работает группа OQJAV, они играют инди-поп, и может быть, я приглашу их выступить в цикле Послушайте! . Благодаря музыке Таривердиева удалось поработать с Тамарой Гвердцители и Иосифом Кобзоном. Не так давно Данила Козловский, с которым мы дружны, познакомил меня с Филиппом Киркоровым, и мы несколько дней тихо и чудесно общались на моем Левитановском фестивале в Плёсе. Яромир Романов / Znak.com - У вас много ипостасей: вы талантливый исполнитель, организатор фестивалей, музыкальный продюсер. Не хотели бы добавить в этот список что-то еще, например стать политиком, госслужащим? - Политика - точно нет. Боже сохрани! Не хочу менять свою жизнь, я полностью доволен тем, что у меня есть. Единственное, что хотел бы, возможно, примерить на себя, - это интересная роль в кино или театре. - Можете поделиться музыкальными программами, премьерами, которые ждут Ельцин Центр в этом году? - В июне мы готовим приезд в Екатеринбург выдающегося композитора, автора легендарной песни День Победы и культового альбома По волне моей памяти Давида Тухманова. Это будет академический, романтический Тухманов. Слушателей ждет мировая премьера его вокальных циклов на стихи Иннокентия Анненского и австрийского поэта Георга Тракля в исполнении молодых солистов Большого театра Юлии Мазуровой и Николая Землянских. Кульминацией программы станут Четыре танго Бориса Поплавского в аранжировке ни много ни мало Леонида Десятникова, да к тому же в исполнении самого Давида Федоровича в сопровождении инструментального ансамбля. Надеюсь, мое сотрудничество с командой Ельцин Центра продолжится еще многие годы. Ельцин Центр - это социокультурный кластер, который не имеет аналогов в мире. Поверьте, мне есть с чем сравнивать. Здесь я окрылен и вдохновляюсь на новые, нестандартные творческие идеи, которые позволяет реализовать это многофункциональное пространство.

«Горько!»: Shaman и Мизулина поцеловались на школьном празднике

Скульптуру Виктора Цоя в Кирове сделает нижегородский мастер Евгений Нагель

Мариинка посвятит показ «Бахчисарайского фонтана» 100-летнему юбилею Ираиды Утретской

Shot: певец Меладзе оказался владельцем автопарка из восьми Mercedes

Новости тенниса


ATP

Медведев победил Вавринку и вышел во второй круг турнира ATP в Роттердаме



Все новости по теме на сегодня

Пианист в новостях



Менеджер Песни. Менеджер Релиза Песни. Менеджер вышедшей песни.

Буйнов опроверг ТАСС информацию об ухудшении самочувствия на фоне онкологии

Авторская песня. Радио Авторской Песни. Авторская песня барды.

Суд отказал экс-жене Баскова в пересмотре взыскания 270 млн руб


Новости тенниса

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


WTA

Организаторы турнира WTA в ОАЭ извинились за ошибку с гражданством Касаткиной





«Горько!»: Shaman и Мизулина поцеловались на школьном празднике

Триумф музыки. Фото с выступления Дениса Мацуева в Барнауле

Shot: певец Меладзе оказался владельцем автопарка из восьми Mercedes

Модель Мария Погребняк призвала запретить треки Моргенштерна



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


VIP

Менеджер Песни. Менеджер Релиза Песни. Менеджер вышедшей песни.



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости