Пианист и композитор Никола Мельников — о концерте с цифровыми аватарами, нейросетях и неоромантизме

Блог сайта «Сноб»
49

11 декабря композитор и пианист Никола Мельников проведет в ДК «Кристалл» концерт Octo AI Ensemble. В шоу примут участие восемь музыкантов, при этом на сцену выйдет только сам Никола, а семь виолончелистов, один из которых — творение искусственного интеллекта, будут представлены с помощью голографических 3D-боксов. В интервью «Снобу» Никола Мельников рассказал о том, как создавался этот уникальный проект и почему нейросети никогда не заменят живое звучание.

Никола Мельников

Никола, как у вас возникла идея создать этот необычный аудиовизуальный проект, привлечь искусственный интеллект?

Все началось со знакомства с технологией.  Я увидел уникальные проекционные экраны, которые создают нереально объемное четкое изображение. Я часто работал с разными визуальными студиями, был знаком с диджитал-поверхностями, но технологии проекта Bright Fields Technologies меня просто поразили. Я подумал: а почему бы мне не сделать такой эксперимент — выступить с цифровыми голограммами музыкантов.

Ориентиром для меня стал состав моего ансамбля Octo Ensemble — октет, в составе которого есть я и семь виолончелистов. С помощью технологии Digital 3D Touch HOLLO.7 мы получили трехмерное изображение — видеопроекции музыкантов в полный рост, цифровые аватары виолончелистов.

Теперь, где бы я ни выступал, они будут всегда со мной: мне не придется искать замену, скажем, заболевшему музыканту — достаточно запустить экраны с его «двойником».

На самом деле, мы летом представляли уже похожий концерт в «Зарядье», но там моя идея только формировалась: живые и неживые музыканты находились в равных отношениях. В «Кристалле» все будет совсем по-другому — и с точки зрения концепции, и с точки зрения использования пространства.

Музыкальные композиции тоже были созданы при помощи технологий?

Да, я пропускал свою уже созданную музыку сквозь нейросеть, которая давала вариации на тему. Потом мы перезаписывали ее творение с «живым» музыкантом, потому что в том виде, в котором она выдает звучание, это какой-то пластик, это невозможно слушать, там нет души. В основном на концерте будут представлены композиции из моего альбома Last Hope, сочинения для рояля и виолончели, электронная музыка.

Сейчас искусственный интеллект постепенно проникает и в сферу искусства: нейросети пишут картины, музыку. Нет ли у вас опасения, что в будущем творчество музыкантов и художников заменят ультрасовременные технологии?

Я считаю, что без идеи человека — работы авторов, сценаристов, режиссеров, исполнителей — никакая технология не сможет существовать. Вы знаете, нейросети, связанные с музыкой, еще далеки от совершенства. Я бы никогда не доверил им создавать за меня музыку.

Я применяю нейросети только для визуализации своего замысла, когда, например, придумываю сценографию концерта: вместо того чтобы искать дизайнера и объяснять ему задачи, я при помощи нейросети за пять минут получаю результат.

По факту в сфере искусства с этой технологией просто играют, это не очень серьезно: нейросеть никогда не заменит живого музыканта, не сможет дать ту магию, неповторимость звучания живого инструмента. В остальных сферах за искусственным интеллектом, конечно, большое будущее. Очень скоро нам придется с ним идти рука об руку.

Среди других необычных проектов вы проводили концерт-медитацию, ночной концерт в оранжерее. Что вы хотите сказать этими перформансами?

Мне просто нравится играть вне концертных залов, приносить музыку в новые места. Людям очень сложно сегодня удержать внимание на чем-то одном, и я пытаюсь разнообразить им картину еще больше. Я хочу, чтобы каждый слушатель вышел с моего концерта с мощными конкретными воспоминаниями, которые останутся надолго в его памяти. Здорово, что интерес к кросс-культурному жанру с каждым годом увеличивается — я вижу, как сильно публика хочет шоу, погружения в синтез искусств.

Вас называют композитором-неоромантиком. Вы согласны с таким определением?  

В целом да. Во всех интервью меня раньше называли неоклассиком, но это неверно: я не отношу себя к этому популярному сегодня стилю. Поэтому пусть лучше я буду неоромантиком, мне это ближе. Я обожаю музыку Рахманинова, мой пианизм буквально вырос на его фортепианных сочинениях.

В том году я делал трибьют рахманиновскому творчеству — концерт Receptio, выступал в сопровождении симфонического оркестра с программой — посвящением Рахманинову. И тогда я понял, что мои композиции тоже несут романтический оттенок, продолжают традиции Рахманинова и композиторов-романтиков XIX века на современный манер.

В этом году у вас вышел альбом с симфоническим оркестром, на заглавную композицию которого был снят клип в Японии, вы провели концерт на реке и даже выступали в метро.  

Да, год вышел очень насыщенным на события. Одним из главных дня меня стал релиз моего второго альбома Last Hope. Я очень долго над ним работал, использовал материал первого альбома Album #22, о котором сейчас мало кто вспомнит — по просьбе моего британского менеджмента мне пришлось его удалить. Возможно, когда-то я сделаю его переиздание: многие спрашивают, почему альбом канул в Лету.

В этом году я отчетливо понял, что публика любит междисциплинарные проекты, форматы на стыке искусств, где объединяются музыка, визуальное искусство, перформанс, электроника. На моем концерте-медитации «Сон в летнюю ночь» слушатели могли перемещаться, сидеть, лежать — словом, в какой угодно форме воспринимать музыку. В тот вечер я, кстати, влюбился в «Кристалл»: как-то сразу понял, что это моя точка притяжения. Сейчас для меня там строят студию звукозаписи — спасибо владельцу ДК Алексею Ольховому, который сразу откликнулся на мои предложения.

А вообще хочу здесь создать современное классное пространство, в котором будут проходить перформансы, мультимедийные концерты. Мне кажется, в Москве мало площадок, которые могли бы объединить молодых музыкантов, художников, танцовщиков и, конечно, публику.

Беседовала Надежда Травина

Арт Директор, Пиар Менеджер для Поэта или Писателя.

Блогерша Самойлова похвасталась автомобилем Tesla от Джигана

Акселератор «Стартап за партой»: РСХБ и «Сколково» продолжат поддерживать талантливых школьников в агротехе и финтехе

Микрофон-караоке и браслет. Кто-то украсил могилу Жанны Фриске на свой вкус

Новости тенниса


Арина Соболенко

Белоруска Соболенко обыграла россиянку Павлюченкову в 1/4 финала Australian Open



Все новости по теме на сегодня

Пианист в новостях



Рукопись Цоя выставят на торги за 1,5 млн рублей

В Барнауле покажут балет "Щелкунчик" – самое волшебное произведение Петра Чайковского

Театр "Модерн" вновь покажет пронзительную драму «Человек с глазами Моцарта»

Ремикс Песни. Создание ремикса Песни. Создание Хитового ремикса песни.


Музыкальные новости

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Барды

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Александр Зверев

Александр Зверев в третий раз в карьере вышел в полуфинал Australian Open





Super.ru: гости отеля пожаловались на Волочкову за отдых топлес на Мальдивах

«Меня уговорила жена!» Игорь Крутой рассказал, как попал в шоу «Конфетка» на ТНТ

Радио Новые ПЕСНИ. Ротация на Радио. Ротация песни на Радио.

AI Певица. Создание AI Певицы. AI Певец. AI Артист.



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Здоровье

Сургутские врачи удалили пациенту металлическую пластину, которая находилась там 17 лет вместо четырех



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости