Черно-белые клавиши жизни Полины Осетинской
191
Накануне
одной из важных в истории музыки дат – дня рождения Иоганна Себастьяна Баха (31
марта 1685 года) -
мы
публикуем интервью Алены Жуковой с пианисткой и человеком с активной гуманистической и
гражданской позицией Полиной Осетинской.
Компания Show One Productions объявила о выступлении Полины в
Торонто 3-го июня. Самые пронзительные произведения Баха, известные широкой
публике также по выдающимся художественным фильма, прозвучат в концертном зале Koerner Hall Королевской Консерватории
Музыки.
Торонто ждет встреча с
человеком удивительной судьбы —
блестящей пианисткой Полиной Осетинской. Концерт состоится 3 июня в Koerner Hall. В программе концерта старинная музыка в стиле
барокко, знакомая по известным кинофильмам. Полина Осетинская все первое
отделение будет играть музыку Баха, а во втором прозвучат — Гендель, Пёрселл и Рамо.
Безусловно, те слушатели,
кто искушены в кинематографе, без труда смогут мысленно перенестись в
кинопространство любимых фильмов: таких как «Солярис» Тарковского, который уже
невозможно представить без музыки хорального прелюда Баха (I cry to You, Lord), или «Крестного
отца» Копполы, в котором отдельную роль
сыграла баховская Пассакалия в до-миноре.
Программа необычная,
сложная, как, собственно, и судьба исполнительницы.
Ее имя гремело в 90-х. Маленькая девочка у
рояля с ленточкой вокруг головы, играющая сложнейший репертуар в сопровождении
оркестров, гастролирующая по всему миру, выходящая на сцены больших концертных
залов — ее называли «ангелом перестройки». Но у этого ангела была далеко не ангельская
жизнь. Об этом она написала книгу, которую невозможно читать без слез. Вот о
жизни, взлетах и падениях, о черно-белых клавишах судьбы наш разговор:
Алена Жукова (А. Ж.) — Полина, все, кто читал вашу книгу «Прощай,
грусть», ставшую бестселлером, знают через какие испытания вам пришлось пройти
в детстве. Искренность вашей исповеди повергла многих в шок. Меня же потрясло
то, что Вы не сломались и нашли в себе силы возродиться как музыкант и
личность. А каково вам было, когда после всесоюзной славы маленькой чуда-пианистки
пришло забвение? Что удержало в профессии, заставило работать дальше и стать
тем, кто Вы есть сейчас?
Я на это много раз
отвечала, но отвечу вновь. Меня удержало желание стать настоящим музыкантом и
то, что я встретила замечательного педагога — Марину Вениаминовну Вольф,
которая вместе со мной прошла этот тяжелый путь, провела меня за руку. Это и
стало тем самым фактором, который помог мне справиться. А что касается
абсолютного забвения после абсолютной славы и жизни впроголодь, без денег и
всего остального — я воспринимала это нормально, достойно, поскольку у меня
была цель. Есть такое выражение «вижу цель — не вижу препятствий», как говорил
герой фильма «Чародеи»
А.Ж — Вам пришлось
переучиваться после довольно сомнительной методики отца. Но, конечно, не будь в
вас несомненной музыкальной одаренности, никакая муштра не дала бы результатов.
После того, как в тринадцать лет Вы ушли из дома, на вашем пути появились
прекрасные педагоги. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать
наставник, кроме профессионализма? Что должен он раскрыть в ученике?
Наставник, кроме
профессионализма, должен, конечно же, обладать терпением — просто гигантским,
адским терпением. Важно, безусловно, отсутствие профессионального выгорания,
когда педагог работает по призванию, а не по необходимости. Потому что
выгоревший педагог — кроме вреда, ничего, на мой взгляд, ученикам не приносит.
По поводу того, что должен раскрыть в ученике педагог, помимо обучения ремеслу... Конечно же, должен раскрыть индивидуальность, а вот
понять, что составляет индивидуальность каждого ученика — это и есть одно из
основных качеств хорошего педагога.
А. Ж — Вы признаетесь, что стараетесь не слушать других
пианистов в момент работы над программой, чтобы невольно не копировать манеру
исполнения. Но есть ли те, кто всегда для вас эталон? А бывало, что Вы понимали
— так вам никогда не сыграть?
Я, конечно же, слушаю
много пианистов, но желательно в отвлеченном репертуаре. Когда мне надо
ознакомиться с произведением и понять до того, как открыла ноты, что это за
музыка, тогда слушаю в чьем-бы то ни было исполнении. А во время работы уже
этого не делаю. Это не отменяет, конечно, прослушивания гигантского количества
пианистов в записи. Что касается тех, кто всегда эталон, то это зависит от
репертуара. Не бывает такого, чтобы один и тот же исполнитель тебе нравился во
всем. Даже тех пианистов, которых я бесконечно ценю — у них есть то, что мне
нравится, и то, что мне не нравится. Что касается того, что мне так не сыграть,
то, конечно, и такие примеры есть: некоторые
записи Дьёрдья Цифры, Владимира
Горовица, Марии Типо, Терезы Дюссо вызывали во мне такое чувство.
А. Ж. — Повлиял ли на ваше прочтение Баха Гленн
Гульд? Вы выступаете на его родине. Для Торонто он культовая фигура. Это что-то
значит для вас?
Конечно, мы все были
подвластны магии и гению Гленна Гульда. На протяжении многих лет, может быть?
тридцати, сорока или даже пятидесяти лет? исполнение Баха Гульдом считалось
среди музыкантов и любителей музыки абсолютно эталонным, перевернувшим нашу
картину мира. Но когда появилось движение HIP (historically informed
performance) - исторически информированное исполнительство, когда пришел
большой пласт звукового опыта и слушательского тоже, связанного с различными
стилями разных музыкантов и не только пианистов, то манера Гульда стала от нас
отдаляться некоторым образом. Это не отменяет его величи в огромной, мировой
перспективе, потому что на протяжении полувека в Бахе был Гульд и очень далеко
отстояли все остальные. И, конечно же, неосознанно или сознательно мы все у
него учились и какие-то приемы у него взяли. А тот факт, что я буду выступать с
программой, в которой все первое отделение звучит Бах — это довольно
ответственно на родине Гульда. Но я рада играть в Торонто и при этом в одном из
лучших залов в Северной Америке, в Кёрнер Холле.
А. Ж. —Программа, которую
Вы представите в Торонто, уникальна: барокко музыка, которая звучала в
известных фильмах. Признаюсь, что в бытность свою музыкальным редактором киностудии,
частенько мечтала, чтобы вместо оркестровой невнятицы кино-музыки, режиссеры обращались
к бессмертным образцам — таким, которые будете играть Вы. А вот представьте,
что наш разговор происходит лет сто назад во времена немого кинематографа, и
вам в зале надо озвучить ленту Чарли Чаплина или Бастера Китона. Какую музыку
бы Вы выбрали?
Наверное, если бы мне
пришлось озвучивать немой фильм с участием Чарли Чаплина или Бастера Китона, то
я бы выбрала такую музыку, которую мы привыкли слышать в таких фильмах —
какое-то бренчание по клавишам. А вот интересно, что в то время, когда мы
записываем интервью, я нахожусь с детьми в Суздале, где нам довелось получить
редкий зрительский опыт как раз от просмотра немого фильма с тапером в
зале. Это был «Броненосец Потемкин»
Эйзенштейна, а за роялем пианист Филипп Чельцов. Его музыкальное сопровождение
было прекрасным, он играл собственную музыку, свою импровизацию, и она точно
попадала под изображение.
А. Ж. — Теперь хочу
спросить о наболевшем. Ваша гражданская позиция хорошо известна и вызывает
безмерное уважение. Чем для вас стал прошлый год, изменивший судьбы многих?
Прошлый год изменил не
только мою судьбу, он изменил судьбу мира и наше будущее. И это самый страшный
год моей жизни, хотя мне казалось, что хуже того, что случилось во время
пандемии, быть не может. Тут я ошибалась. Вот последние три года мы все следуем
формуле: «Хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Теперь у нас нет
планов, есть только одно ожидание, чтобы наконец кончилась война и перестали
гибнуть люди.
А. Ж. — Вам уже знакома
публика Торонто. Вас знают, любят и хотят слушать. Чего Вы ждете от концерта, на
котором Вас представит наша канадская компания Show One Productions? И что пожелаете себе и зрителям?
Мне очень приятно, что
публика в Торонто меня тепло приняла в
январе во время концерта, на котором я
играла со знаменитым скрипачом Максимом Венгеровым. Я рада, что все-таки
удалось приехать, поскольку мне очень долго не давали канадскую визу. Сейчас любые
гастроли за рубежом сопряжены с очень большими сложностями для артистов,
приезжающих из России. Я жду от концерта, в первую очередь, того, чтобы я
хорошо сыграла на своем уровне запросов и требований к самой себе. И еще
хочется, чтобы для слушателей Торонто этот концерт не стал бы какой-то
неподъемной ношей, поскольку это довольно серьезная программа, ее нельзя
назвать развлекательной, она требует очень глубокого погружения, очень
вдумчивого разговора с музыкой и с собой. Для публики, которая привыкла
получать только удовольствие и наслаждение на концерте, это может стать
своеобразным опытом, но я надеюсь, что и он пройдет благополучно.
А. Ж. — Благодарю вас за
интервью и желаю удачи.
Разговор вела Алена
Жукова — писатель, сценарист, главный редактор журнала “Новый Свет”.
Фото: Yulia Plakhotnikova
Концерт Полины Осетинской под названием «Музыка барокко в
шедеврах мирового кинематографа» состоится 3 июня в 8:00 рм в Koerner
Hall по адресу 273 Bloor St West, Toronto.
Информация о концерте и
билетах – www.showoneproductions.ca
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы всегда оставаться в курсе событий.