Николай Попов
Память о художнике, уроженце Самары, ровеснике и приятеле Бурлюков, ученике Горюшкина-Скоропудова, закончившем дни в столице сотрудником Московского комбината живописи Николае Николаевиче Попове (1888-1953) затерялась в закоулках времён и в пыльных запасниках музеев. Но сохранились его портреты, преимущественно женские. Ранние, где он предстаёт юным и талантливым наследником модерна, фиксирующим, как плоть превращается в плоскость, а линии истончаются до царапин на листе бумаги. Авангардистские, где зелёные и алые кубы, лучи и треугольники складываются во вполне традиционное повествование. И поздние, в редком духе Варнека и Зарянко, где воплощённые с завораживающей натуралистичностью пластика, аксессуары, внешний облик моделей принципиально ничего не рассказывают о внутреннем самочувствии приветливых, но холодных, предъявляющих себя публике, но накрепко закрытых людей 30-х – 40-х годов. Рекламные же его плакаты подтверждают, что пошлость выходит изысканно хороша, когда она создаётся на богатом культурном фундаменте.
Автопортрет
1920-1921 гг.
Портрет Е.П. Поповой
1918 г.
Портрет женщины в синей шляпе
1922 г.
Девушка с зелёными глазами
1931 г.
Портрет дамы с вуалью
1937 г.
Портрет Ирины Поповой
1947 г.