Рязанцы оценили премьеру музыкального театра «Моцарт и Сальери»
27 октября в Рязанском музыкальном театре состоялся предпремьерный показ оперы Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» в постановке Сергея Гайдея.
Эта одноактная опера написана в 1897 году по практически полному тексту одноимённой «Маленькой трагедии» Александра Сергеевича Пушкина, которого будем считать либреттистом.
Сюжет оперы, как и драмы Пушкина, построен на легенде об отравлении Вольфганга Амадея Моцарта Антонио Сальери, который, опять же, по легенде, был ярым завистником Моцарта.
Действие происходит в Вене, в конце XVIII века.
Опера сразу же снискала успех у зрителей, а партия Сальери вошла в постоянный репертуар Фёдора Шаляпина, который, собственно, её прославил; более того, до отъезда из России он был единственным её исполнителем.
Если кто-то думает, что после прочтения трагедии Пушкина слушать оперу Римского-Корсакова на одноимённый сюжет будет скучно и монотонно, что потеряется лёгкость пушкинского слога, где только два действующих лица, то сходите на постановку Сергея Гайдея, я уверена, что взгляды у вас поменяются. Я тоже пришла в театр с некоторой настороженностью, но моё мнение сразу резко сложилось в обратную сторону, когда под оперную увертюру на сцену вышли Сальери и... Александр Сергеевич Пушкин, интрига закрутилась с первой минуты.
Оставив классический вариант оперы неизменным, постановочная группа очень деликатно увеличила масштаб спектакля, включив в него не только произведения Моцарта и Сальери, которые заметно украсили тяжеловатую музыку Римского-Корсакова, но и ввели в состав действующих лиц самого Пушкина.
Для роли Пушкина, у которого нет вокальной партии, и его кратких диалогов с Сальери творческой группой были сложены свои тексты, но они были такие убедительные, что казались оригинальными , эти декламационные роли очень органично вошли в постановку.
Так что Сергея Гайдея и Антона Свиркина можно считать соавторами великого либреттиста.
Очень оригинален финал оперы, представленный одновременно в двух вариациях, кому как нравится. Вначале всё заканчивается по-пушкински: Моцарт уходит умирать за кулисы, а Сальери покидает сцену.
А дальше, к всеобщему удивлению и восторгу зрителей — финал по-гайдейски. Когда Сальери (солист Алексей Свиридов) в тяжёлых моральных муках после якобы совершённого преступления спускается со сцены в зрительный зал, то совершенно неожиданно ему навстречу выходит радостный Моцарт (солист Владимир Лютиков). Они встречаются с распростёртыми объятиями, как давно не видевшиеся старые друзья. За спинами музыкантов стоит с озабоченным видом Пушкин (солист Антон Свиркин). Наверное, он сожалеет, что навёл поклёп на Сальери, зря повёлся на европейские сплетни, поставив под удар репутацию композитора.
Трогательная сцена посреди зрительного зала ставит под сомнение ссору двух гениев.
Режиссёр финальным действом показал, что трагедия Пушкина основана на легенде, но не обоснована документально.
Ведь действительно, только почти два века спустя после предполагаемых трагедийных событий историческая справедливость была восстановлена. В 1997 году Миланский суд за отсутствием состава преступления оправдал Антонио Сальери и вынес вердикт — невиновен!
Сравнивая послужной список музыкантов, я не увидела особой разницы, гениальность Сальери также неоспорима, просто он не был так раскручен, как Моцарт.
Вольфганг Амадей Моцарт - австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.
Антонио Сальери - итальянский композитор, работавший в Австрии, дирижёр и выдающийся музыкальный педагог. Его учениками были: Бетховен, Шуберт, Лист, Черни, Мейербер, Гуммель, Франц Ксавер Вольфганг Моцарт (сын Вольфганга Амадея Моцарта) и другие видные композиторы начала XIX века.
Оперный спектакль идёт в сопровождении оркестра Рязанского музыкального театра под управлением дирижёра-постановщика Сергея Кисса.
Стоит также отметить оригинальность декораций, создающих атмосферу рабочего кабинета композитора XVIII века и соответствующие эпохе костюмы.
Перед спектаклем журналистам удалось пообщаться с художественным руководителем театра Мариной Чернышовой, которая рассказала не только о предстоящей премьере, но и поведала о творческих планах на сезон.
Солисты Алексей Свиридов и Владимир Лютиков поделились о своей работе над ролью, в частности, Алексей Свиридов, исполнитель партии Сальери, для погружения в роль перечитывал не только Пушкина, но и роман Достоевского «Преступление и наказание».
Для Сергея Гайдея опера «Моцарт и Сальери» явилась первой полномасштабной режиссёрской работой.
Продолжительность спектакля 1 час 10 минут.
Эта одноактная опера написана в 1897 году по практически полному тексту одноимённой «Маленькой трагедии» Александра Сергеевича Пушкина, которого будем считать либреттистом.
Сюжет оперы, как и драмы Пушкина, построен на легенде об отравлении Вольфганга Амадея Моцарта Антонио Сальери, который, опять же, по легенде, был ярым завистником Моцарта.
Действие происходит в Вене, в конце XVIII века.
Опера сразу же снискала успех у зрителей, а партия Сальери вошла в постоянный репертуар Фёдора Шаляпина, который, собственно, её прославил; более того, до отъезда из России он был единственным её исполнителем.
Если кто-то думает, что после прочтения трагедии Пушкина слушать оперу Римского-Корсакова на одноимённый сюжет будет скучно и монотонно, что потеряется лёгкость пушкинского слога, где только два действующих лица, то сходите на постановку Сергея Гайдея, я уверена, что взгляды у вас поменяются. Я тоже пришла в театр с некоторой настороженностью, но моё мнение сразу резко сложилось в обратную сторону, когда под оперную увертюру на сцену вышли Сальери и... Александр Сергеевич Пушкин, интрига закрутилась с первой минуты.
Оставив классический вариант оперы неизменным, постановочная группа очень деликатно увеличила масштаб спектакля, включив в него не только произведения Моцарта и Сальери, которые заметно украсили тяжеловатую музыку Римского-Корсакова, но и ввели в состав действующих лиц самого Пушкина.
Для роли Пушкина, у которого нет вокальной партии, и его кратких диалогов с Сальери творческой группой были сложены свои тексты, но они были такие убедительные, что казались оригинальными , эти декламационные роли очень органично вошли в постановку.
Так что Сергея Гайдея и Антона Свиркина можно считать соавторами великого либреттиста.
Очень оригинален финал оперы, представленный одновременно в двух вариациях, кому как нравится. Вначале всё заканчивается по-пушкински: Моцарт уходит умирать за кулисы, а Сальери покидает сцену.
А дальше, к всеобщему удивлению и восторгу зрителей — финал по-гайдейски. Когда Сальери (солист Алексей Свиридов) в тяжёлых моральных муках после якобы совершённого преступления спускается со сцены в зрительный зал, то совершенно неожиданно ему навстречу выходит радостный Моцарт (солист Владимир Лютиков). Они встречаются с распростёртыми объятиями, как давно не видевшиеся старые друзья. За спинами музыкантов стоит с озабоченным видом Пушкин (солист Антон Свиркин). Наверное, он сожалеет, что навёл поклёп на Сальери, зря повёлся на европейские сплетни, поставив под удар репутацию композитора.
Трогательная сцена посреди зрительного зала ставит под сомнение ссору двух гениев.
Режиссёр финальным действом показал, что трагедия Пушкина основана на легенде, но не обоснована документально.
Ведь действительно, только почти два века спустя после предполагаемых трагедийных событий историческая справедливость была восстановлена. В 1997 году Миланский суд за отсутствием состава преступления оправдал Антонио Сальери и вынес вердикт — невиновен!
Сравнивая послужной список музыкантов, я не увидела особой разницы, гениальность Сальери также неоспорима, просто он не был так раскручен, как Моцарт.
Вольфганг Амадей Моцарт - австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.
Антонио Сальери - итальянский композитор, работавший в Австрии, дирижёр и выдающийся музыкальный педагог. Его учениками были: Бетховен, Шуберт, Лист, Черни, Мейербер, Гуммель, Франц Ксавер Вольфганг Моцарт (сын Вольфганга Амадея Моцарта) и другие видные композиторы начала XIX века.
Оперный спектакль идёт в сопровождении оркестра Рязанского музыкального театра под управлением дирижёра-постановщика Сергея Кисса.
Стоит также отметить оригинальность декораций, создающих атмосферу рабочего кабинета композитора XVIII века и соответствующие эпохе костюмы.
Перед спектаклем журналистам удалось пообщаться с художественным руководителем театра Мариной Чернышовой, которая рассказала не только о предстоящей премьере, но и поведала о творческих планах на сезон.
Солисты Алексей Свиридов и Владимир Лютиков поделились о своей работе над ролью, в частности, Алексей Свиридов, исполнитель партии Сальери, для погружения в роль перечитывал не только Пушкина, но и роман Достоевского «Преступление и наказание».
Для Сергея Гайдея опера «Моцарт и Сальери» явилась первой полномасштабной режиссёрской работой.
Продолжительность спектакля 1 час 10 минут.