Саксофон - дело семейное. И не только для беременных
Второй пошел - вслед за УГАСО в последнюю субботу первого месяца осени новый творческий концертный сезон открыл Ульяновский государственный духовой оркестр «Держава». Усиленный в этот раз Российским квартетом саксофонистов. Этот коллектив худрук и главный дирижер «Державы» Кирилл Ильин планировал пригласить еще в прошлом сезоне. Но случилось только в этот раз. И так вышло, что открытий было сразу два, причем одно - юбилейное. Вообще, по словам выступившей в Ульяновске четверки в составе Ильи Богомола, Станислава Пялова, Геннадия Полуяктова и Владимира Кознова, «саксофону уже 180 лет, хотя он и считается самым молодым из существующих музыкальных инструментов. Поэтому его репертуар строится преимущественно на произведениях молодых современных авторов». Вот и играли на ульяновском концерте в основном современников: «Четыре картины Нью-Йорка» Роберто Молинелли, «Греческую сюиту» Патрика Иттюральде, «Святого Патрика» Филиппа Гайсса. Два произведения прозвучали впервые. Квартет саксофонов с оркестром «Объединенные цвета» до этого вечера в России не исполнялся. А «Комик-фестиваль» Екатерины Карпенко стал и вовсе мировой премьерой. Эта музыкальная пьеса особенно повеселила публику. Она включает в себя не только музыку, но и забавные действия. Когда, например, у всех музыкантов оркестра начинают звонить мобильные. Оркестранты уходят со сцены, а дирижер остается один и вынужден выяснять отношения с администратором по старому советскому телефонному аппарату. В этот вечер новый концертный сезон открывал и сам приглашенный коллектив. Российскому квартету саксофонистов в ноябре исполняется 15 лет. Как рассказали приезжие музыканты, когда Илья Богомол только собирал их, «квартет замышлялся исключительно для разовых выступлений». Но стал делом всей их жизни. - Саксофон, - утверждают участники квартета, - в первую очередь классический инструмент. Именно в этом качестве Адольф Сакс изобрел его еще за 50 лет до возникновения джаза, в качестве дополнительной симфонической краски. К счастью, участником симфонического оркестра саксофон не стал, скорее - гостем. Но остался «железной скрипкой». Ему подвластны все музыкальные формы, стили и направления. Мы и с клавишными коллективами вместе выступали, и со струнными, даже с ударными и с камерным хором. А вот с духовым оркестром в Ульяновске - впервые. Сопрано-саксофон Владимир Кознов считает, что за время существования их коллектива они «превратились в маленькую семью»: - Мы прошли все стадии совместного творчества. У нас были и встречи, и расставания, и перестановки в составе, но тем не менее мы плечом к плечу, как крепкая дружная семья, держимся уже 15 лет и бесконечно этому рады. - А в какой стране Европы, кроме России, саксофону, по-вашему, комфортнее всего? - Во Франции, вероятно. Поскольку Сакс хоть и бельгийского происхождения, но парижанин. Между прочим, баритон-саксофон Ильи Богомола многие ульяновцы увидели впервые. В отличие от обычного он внушительных размеров. И сам Илья по секрету признается, что его баритон - особенно любимый инструмент для беременных женщин, «проверено неоднократно». Самим музыкантам Российского квартета саксофонистов Ульяновск запомнится, в частности, тем, что это один из немногих городов в их жестком гастрольном графике, где они «проснулись утром с чувством, что наконец-то выспались». Но не только. «Державу» парни из квартета отметили как коллектив высокого уровня профессионализма. Эта столичная оценка ульяновского духового оркестра - как задел на весь предстоящий сезон. Семен Матвеев