Послушайте сегодня фортепианный концерт Клары Шуман
Надпись на первой странице гласила:
«Моя возлюбленная жена, эта маленькая книга, которую я начинаю сегодня, имеет для нас большое значение: она станет дневником всего, что касается нашей семейной и супружеской жизни; записью наших желаний и надежд, а также средством, с помощью которого мы можем передать друг другу любые просьбы, для которых слов может быть недостаточно».
Супруги по очереди делали записи, каждую неделю передавая дневник друг другу. Оба жили музыкой, что привело к одному из самых плодотворных партнёрств XIX века. Клара занималась редактированием и аранжировкой произведений для фортепиано, а затем и исполнением произведений мужа. Хотя слава Роберта Шумана затмила славу его жены, самобытность и блеск её фортепианной игры сделали её одной из самых выдающихся пианистов эпохи романтизма.
Одарённая пианистка
Клара Вик (1819–1896) родилась в Лейпциге в семье пианистов. Её талант развивался с раннего возраста, что привело к её концертному дебюту в 9 лет в Гевандхаусе в Лейпциге. На протяжении своей карьеры она способствовала популяризации произведений современных ей композиторов, таких как Брамс и Мендельсон, и в документах сохранилось более 1000 концертных программ.
Её мастерство как пианистки было потрясающим; к 18 годам один рецензент заметил, что «в её творческих руках самый обычный пассаж, самый обыденный мотив приобретают значительный смысл, окраску, которую могут придать только люди с самым виртуозным артистизмом».
Её первый фортепианный концерт
Концерт для фортепиано № 1 ля минор Клара Шуман начала писать в 13 лет и закончила через 3 года. Послушайте его в исполнении лауреата международных конкурсов Варвары Кутузовой и оркестра «Московской международной Летней школы в Гнесинке», дирижёр Михаил Хохлов. Произведение состоит из трёх частей: Allegro Maestoso, Romanze и Finale: Allegro non troppo.
Это произведение отличается молодостью и фантазией; техническое мастерство пианиста подвергается испытанию, поскольку необходимо сохранять изящество даже в аккомпанементных пассажах. Например, искромётные пассажи в 14:30 третьей части, где пианист непринуждённо перекрывает партию фагота.
Помимо виртуозной игры пианиста, одинокий и лирический характер второй части (7:10) вызывает глубокие чувства. Оркестр молчит, а пианист играет. Неожиданно вступает виолончель-соло, возобновляя начальную мелодию. Когда пианист затихает, вступают литавры с драматическим низким гулом. Романс интроспективен, изящен и открывает окно в мир композитора с богатым воображением.