Искусство вокальной музыки в «Любви поэта» Шумана
Фразу «Нет ничего прекраснее весны» можно прочитать монотонно или с восходящей и нисходящей интонацией, или с акцентом на одном слове. Это, в свою очередь, влияет на смысл, который мы вкладываем в эти слова.
Романтическая песня — это музыкальное оформление стихотворений. Композитор создаёт музыку для певца и аккомпанемента (обычно фортепиано), чтобы она соответствовала просодии (интонации, ударению, ритму и темпу речи) и настроению данного стихотворения. В результате получается его интерпретация стихотворения.
Романтические песни создавались на английском, французском, итальянском и других языках, но немецкие версии, безусловно, наиболее известны; этот жанр часто называют по-немецки — Lieder. Пик популярности этого жанра пришёлся на XIX век благодаря таким композиторам, как Франц Шуберт, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс и Хуго Вольф. Неслучайно именно в эту эпоху композиторы чаще всего использовали литературные источники в своей музыке.
Но в чём же цель романтической песни? Зачем добавлять музыку к уже законченному литературному произведению? Поэт уже объявил свою работу завершённой. «Открыто для интерпретации» — это одно, но романтическая песня — это совершенно новое произведение искусства, объединяющее поэзию с музыкой. Композитор использует инструмент, которого нет у широкой читающей публики: музыку и музыкальную фразировку для формирования строки и одновременно наполняет её эмоциональным содержанием.
«Любовь поэта» (Dichterliebe)
Рассмотрим песню Роберта Шумана (1810–1856), написанную в 1840 году, которая открывает его песенный цикл Dichterliebe (Любовь поэта). Стихотворение Генриха Гейне представляет собой простую, почти банальную пару четверостиший о юношеской любви.
В волшебно-светлый месяц май
(Перевод К. Д. Бальмонта)
В волшебно-светлый месяц май
Все почки распускались,
И в нежном сердце у меня
Мечты любви рождались.
В волшебно-светлый месяц май,
Когда все птицы пели,
Я ей сказал, что я её
Люблю на самом деле.
В каждом из четверостиший первые две строки исполняются в виде очень нежной мелодии, в то время как в третьей и четвёртой строках мелодия поднимается, затем поднимается ещё выше и драматичнее, заканчиваясь на высокой ноте, которая выразительна, но не завершает произведение.
В интерпретации Шумана май с его птицами и цветами — всего лишь фон для любви, провозглашённой в нотах, стремящихся к, казалось бы, недостижимой цели. Это 90-секундный снимок романтической любви, ожидающей своего воплощения. Шуман создал ощущение ещё не реализованной любви, расположив рядом две ноты, которые обычно не «сочетаются», — соль-диез и соль-натуральный.
Страсть этой песни проистекает из личной жизни композитора. До 1840 года Шуман сочинял только для фортепиано соло, ухаживая за любимой им пианисткой Кларой Вик. Её отец категорически возражал против брака, но в 1840 году пара всё-таки поженилась, и Шуман ответил потоком песен, что получило название «год песен». Поэзия вошла в его жизнь, и лучшим способом выразить её для него стала музыка.
Послушайте здесь