Мы в Telegram
Добавить новость

Слова и музыка Сергея Прокофьева

«Литературная газета»
29
Слова и музыка Сергея Прокофьева

Окончание. Начало на стр. 1

...В 1900 году Серёжа впервые посетил в Москве оперный театр. Судьбоносное волшебство! Спектакли произвели на девятилетнего мальчика такое сильное впечатление, что он загорелся идеей создать собственную оперу. Где взять либретто? Конечно, написать самому! Всего через полгода опера «Великан» была готова, и с тех пор литература и музыка в жизни Прокофьева пошли рука об руку, борясь за пальму первенства.

Вначале победило слово. Прокофьев всерьёз обратился к жанру рассказа. Самым первым его писательским опусом стала любовная история под названием «Мерзкая собака». За ней последовала «Сказка про гриб-поганку» – творческая аллюзия к собственным впечатлениям от прогулок по лесу, полному «огромных красных мухоморов». А чего только стоят одни названия некоторых рассказов: «Ультрафиолетовая вольность», «Какие бывают недоразумения», «Они лежали в курительной.», «Умерев, часовщик.»!

Но, пожалуй, наиболее оригинальным, полным скрытого символизма получился фантастический рассказ «Блуждающая башня» про учёного-ассириолога, разгадывающего запретные тайны Вавилонской башни. Философская параллель со сбежавшей из Парижа Эйфелевой башней рождает потрясающий зримый образ. Только представьте: башня «вышла из города по кратчайшему направлению, стараясь ступать осторожно, не разрушая домов. Её железные ноги попадали на середины улиц, на пустынные бульвары, во дворы и только в немногих местах наступали на постройки, обыкновенно там, где не было другого свободного места.»

За два года, с 1917-го по 1919-й, Прокофьев написал более десяти рассказов (некоторые сохранились лишь частично). «Если буду писать так в течение сорока лет, то триста двадцать рассказов. Солидный писатель», – мечтал он в дневнике. «Солидного писателя» не получилось – на композитора заявила свои права музыка.

Правда, и тут не обошлось без литературы! Фёдор Михайлович Достоевский. Сюжет его «Игрока» не отпускал Прокофьева до тех пор, пока не воплотился в музыку в 1916 году. Либретто композитор, разумеется, написал сам. Показательно, что благословение на некоторые диктуемые сценическим жанром переделки оригинала Прокофьев получил лично от Анны Григорьевны Достоевской, второй жены писателя.

Жаль, что объём статьи не позволяет даже упомянуть все произведения Сергея Сергеевича, связанные с Книгой, – не то что дать им хотя бы краткий анализ с литературной точки зрения! Опираясь только на них, можно было бы составить целую антологию мировой литературы!

Острый психологизм Достоевского сменил Карло Гоцци с его сказками-буффонадами («Любовь к трём апельсинам», 1919). Затем настала очередь символиста Валерия Брюсова («Огненный ангел», 1927). Про автора либретто в обоих случаях повторять не будем.

В 1936 году по инициативе Наталии Ильиничны Сац для её Центрального детского театра Прокофьев написал симфоническую сказку для чтеца и оркестра «Петя и Волк». Интересно, что текст сказки печатался отдельно от нот в виде детской книги и сказка быстро стала считаться народной. Высшая похвала для автора!

А вот либретто оперы «Семён Котко» (1939) по повести Катаева «Я, сын трудового народа» Прокофьев создавал уже | в соавторстве – на равных! – непосредственно с Валентином Петровичем.

<з Соавторство – отдельная тема не только в творчестве Прокофьева, но и в его, можно сказать, личной жизни. Начиная с «Обручения в монастыре» (1946) по сюжету «Дуэньи» Ричарда Шеридана, он создавал либретто уже совместно со своей будущей второй женой Мирой Мендельсон. Она же помогала мужу и при написании «Повести о настоящем человеке» (1948) по Борису Полевому. Но главное, принимала непосредственное участие в создании шедевра – мировой музыки вслед за мировой литературой! – оперы «Война и мир» (1952).

Да, настала очередь Толстого, который, кстати, в своё время признавался: «Музыка заставляет меня забыть себя, моё истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не своё положение».

Мира Мендельсон-Прокофьева вспоминала: «Война и мир» была первым произведением, прочитанным мною Сергею Сергеевичу вслух... Когда я дошла до страниц, описывающих встречу раненого князя Андрея с Наташей, Сергей Сергеевич сказал мне, что чувствует эту сцену как оперную, и именно с этого момента начал думать о «Войне и мире» как оперном сюжете».

Прокофьев чувствовал музыку как литературу, а литературу – как музыку. Недаром авторитетный музыковед Елена Долинская, автор монографии «Театр Прокофьева», к примеру, отмечает: «.рассказ «Ультрафиолетовая вольность» написан в трёхчастной форме с кодой, отражающей материал середины (АВА1в). Данная структура нормативна для развёрнутой оперной сцены. Например, в опере «Война и мир».

И только композитор такого – именно литературного – дарования мог настолько глубоко проникнуть и понять самую «душу» Шекспира, чтобы перевести трагедию на язык чистой музыки. «Ромео и Джульетта» (1935). Не нужно никаких слов. Лучше всех уже сказала первая исполнительница партии Джульетты Галина Сергеевна Уланова: «Если бы меня спросили, какой должна быть музыка «Ромео и Джульетты», я бы ответила – только той, что написал Прокофьев».

А что же его чисто литературное творчество? Если рассказы считать «музыкальными миниатюрами», то «крупный жанр» также не был оставлен им без внимания. Стоит только открыть «Автобиографию» и «Дневники», и понимаешь, что заставило Сергея Михайловича Эйзенштейна признать: по масштабу писательского таланта «Прокофьеву равен только Стендаль». Остаётся только «передать слово» самому Художнику: «Если бы я был не композитором, я, вероятно, был бы писателем.»

Мария Залеская

Сын Оксаны Самойловой и Джигана пожаловался на поведение старших сестер: забавное видео

Балерина Волочкова посоветовала Гордон и Кудрявцевой стать добрее

Возлюбленная Тимати ответила на слухи о пластике

Тимати показал повзрослевшего сына от Анастасии Решетовой

Новости тенниса


Ига Свёнтек

«Ну и кто сказал, что женский теннис — это скучно?» Свёнтек — после матча с Соболенко



Все новости по теме на сегодня

Сергей Прокофьев в новостях



White Queen Birthday party «Королева морей»

Тимати показал повзрослевшего сына от модели Анастасии Решетовой

Рок-музыкант Шевчук в Дубае рассказал о революции

Балерина Волочкова заявила, что считала Кудрявцеву подругой до критики


Музыкальные новости

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Барды

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


WTA

Свентек переиграла Соболенко и выиграла титул WTA в Мадриде





Движение «Рок-Петроград» потребовало сохранить поминальную площадку Цоя

«Смотрю в зеркало и говорю: ну красивый!»: Филипп Киркоров отметит день рождения в «Шоу Воли» на ТНТ

Рок-музыкант Шевчук в Дубае рассказал о революции

Рекламная Афиша Песни, Сингла, Альбома. Рекламная Афиша Автора или Исполнителя.



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Здоровье

Дети-пациенты посетили развлекательный центр



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости