Мы в Telegram
Добавить новость

«Рахманинов никогда не закончится»: на финальном концерте юбилейного фестиваля в Петрозаводске

ИА «Республика»
46

В финальную программу фестиваля «Мой Рахманинов», посвященного 150-летию композитора, вошли Концерт №4 для фортепиано с оркестром, Рапсодия на тему Паганини для фортепиано c оркестром и поэма для хора, трех солистов и оркестра «Колокола». Для того чтобы на сцене филармонии уместились симфонический оркестр, объединенный хор из трех коллективов Петрозаводска, и солисты, пришлось снять первый зрительский ряд и нарастить площадку.

Анатолий Рыбалко и солисты Симеон Асеев, Ольга Черемных и Иван Васильев. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Анатолий Рыбалко и солисты Симеон Асеев, Ольга Черемных и Иван Васильев. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Симфоническая поэма «Колокола» во втором отделении концерта звучала мощно: и лирически, и драматически. В ее основе — стихотворение в четырех частях Эдгара По «Колокольчики и колокола» в переводе Константина Бальмонта. Лирический герой поэмы проживает легкую юность (солист — Симеон Асеев (тенор)), спокойную светлую зрелость (солистка — Ольга Черемных (сопрано)), трагическую кульминацию жизни и ее финал (солист — Иван Васильев (баритон)). Несмотря на то, что во время общего исполнения поэмы трудно было воспринимать текст, мощь и накал происходящего были очевидными.

— Партитура «Колоколов» совершенно особенная. Очень немного партитур написаны в кантатно-ораториальном жанре и посвящены житию отдельного человека. Всего 35 минут музыки, но она настолько насыщена, наполнена смыслом, эмоциями, что ты, действительно, проживаешь за это время целую жизнь. Я не могу вспомнить похожего случая в истории музыки. «Реквием» Моцарта — совершенно особая история. С одной стороны, это католическая заупокойная месса, а, с другой, там заложено много всего, но это не сформировано так, как здесь. И то, что мы взяли эту партитуру на закрытие фестиваля, подчеркивает ее особую историю. Помни о смерти, — рассказал на пресс-конференции главный дирижер Симфонического оркестра Карельской филармонии Анатолий Рыбалко.

Момент концерта. Фото: «Республика» / Михаил Никитин Симеон Асеев, артисты оркестра и хора. Фото: «Республика» / Михаил Никитин Первая скрипка. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

По словам солистки Ольги Черемных, Рахманиновым часто пугают начинающих вокалистов.

— Осторожно, романсы Рахманинова — это особое, сложное искусство. Но когда я выросла и прикоснулась к этому жанру, именно романсы Рахманинова оказались для меня более естественными, чем вокальные произведения других классиков — Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова. Отношение Рахманинова к музыкальной фразе, его понимание вокальной сути, природы исполнителя оказались не пугающими, но правильно проникающими в суть человеческого голоса, — поделилась солистка из Петербурга, лауреат международных конкурсов Ольга Черемных на встрече с журналистами.

Ольга Черемных на пресс-конференции. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Ольга Черемных на пресс-конференции. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Анатолий Рыбалко прямо сказал, что Сергей Васильевич — его самый любимый композитор.

— Музыка Рахманинова в разные периоды жизни композитора менялась стилистически, но качество музыкального материала всегда оставалось высоким. Начиная со знаменитой Прелюдии до-диез минор и продолжая в симфониях, фортепианной и хоровой музыке, композитор писал произведения безупречного качества. В эмиграции, когда Рахманинов практически совсем перестал сочинять из-за своей занятости и после 1917 года создал всего шесть произведений, но это было шесть шедевров, которые заняли свое место в музыкальной культуре не только в России, но и всего мира. Кроме того, при любых стилистических обличьях его музыка очень естественна. Она проникает в сердце напрямую, и, чтобы почувствовать ее, не нужно обладать сверхзнаниями. Я уверен, что даже далекий от классической музыки человек, найдет в сочинениях Рахманинове то, что ему по сердцу, — сказал Анатолий Рыбалко.

Встреча с журналистами в филармонии. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Встреча с журналистами в филармонии. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

В первом отделении заключительного концерта «Мой Рахманинов» солистом выступил прекрасный пианист Александр Ключко, победитель ряда международных конкурсов. Прошлым летом, например, он стал победителем 1-го Международного конкурса имени С.В. Рахманинова в номинации «Фортепиано».

Исполнение Четвертого концерта Рахманинова и Рапсодии на темы Паганини в Петрозаводске было дебютным для музыканта. Карельскую публику пианист поразил виртуозной техникой и спокойной, уверенной манерой исполнения даже самых отчаянных драматических моментов и почти инфернальных пассажей. После многократного выхода на аплодисменты зрителей Александр исполнил на бис Прелюдию соль-мажор Сергея Рахманинова.

— Музыка Рахманинова для любого пианиста — это нечто особенное, потому что он был сам выдающимся пианистом. И его произведения сложены настолько удобно для фортепиано, с таким знанием возможностей инструмента, что для любого пианиста огромное удовольствие исполнять их, — поделился Александр Ключко.

Исполнение Четвертого концерта Рахманинова. Фото: «Республика» / Михаил Никитин Публика не хотела отпускать Александра Ключко со сцены. Фото: «Республика» / Михаил Никитин На концерте. Фото: «Республика» / Михаил Никитин Артисты симфонического оркестра. Фото: «Республика» / Михаил Никитин Дирижер Анатолий Рыбалко. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Фестиваль «Мой Рахманинов» проходил в Петрозаводске с 31 марта по 11 апреля на нескольких площадках.

— Мне кажется, мы сделали замечательную вещь. По-моему, музыканты всея Петрозаводска впервые за долгие годы смогли объединиться. Карельская филармония, Петрозаводская консерватория имени Глазунова и Музыкальный театр Карелии совместно организовали цикл концертов. Ни одному из нас не под силу было в одиночку показать творчество Рахманинова во всей полноте. Публика могла послушать оперу и романсы в Музыкальном театре. Большую фортепианную композицию представила Петрозаводская консерватория — у них есть два Стейнвея и огромная фортепианная кафедра, которая представила свои лучшие силы. В зале Музея изобразительных искусств звучала камерная музыка, а на сцене Карельской филармонии прозвучало четыре симфонических концерта, хоровая кантата и рапсодия. Все получилось. Для публики мы представили прекрасные яркие программы, а для себя поняли, что сотрудничество — это хорошо, — рассказала на встрече с журналистами музыковед Татьяна Талицкая, исполняющая обязанности директора Карельской филармонии.

Финальные аплодисменты. Фото: «Республика» / Михаил Никитин Концерт завершился симфонической поэмой «Колокола». Фото: «Республика» / Михаил Никитин Часть публики аплодировала стоя. Фото: «Республика» / Михаил Никитин Афиша фестиваля «Мой Рахманинов». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Особенностью фестиваля стало и то, что в его программе не было ни одной симфонии Рахманинова. Организаторы объясняют это тем, что симфонии Сергея Васильевича у нас и так периодически звучат. «Рахманинов никогда не закончится», — ответил Анатолий Рыбалко журналистке на вопрос о том, что будет после фестиваля. В планах Карельской филармонии стоят гастроли Белгородского симфонического оркестра. Они привезут, в частности, и одну из симфоний Рахманинова. Запланированы также гастроли пианиста Олега Вайнштейна. В Петрозаводске он исполнит с Симфоническим оркестром филармонии Первую симфонию Рахманинова.

Сообщение «Рахманинов никогда не закончится»: на финальном концерте юбилейного фестиваля в Петрозаводске появились сначала на "Республика".

Анна Данилова дала старт Всероссийской акции "Синий платочек Победы" 2024 на станции метро Курская

"Все наши — здесь": Бутман, Машков, Гусева, Немов поделились эмоциями от Парада Победы

Откровение артиста госцирка Бурятии Саяна Дондокова - Театр и дети, Культура и Россия, интервью

Вдова Шатунова призвала поклонников прекратить мракобесие на могиле певца

Новости тенниса


WTA

Саснович пробилась во второй раунд турнира WTA-1000 в Риме



Все новости по теме на сегодня

Сергей Рахманинов в новостях



«Классика Победы» в колледже Коркино: памяти поэтов-фронтовиков Юлии Друниной и Булата Окуджавы

В Доме Единства состоится джазовый концерт, посвященный Бенни Гудмену

«Интеллигентный человек должен уметь дать в морду» // Как смотрел на жизнь Булат Окуджава — в 20 цитатах

Джиган будет продавать пиво и энергетики


Музыкальные новости

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


WTA

Шнайдер вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Риме, победив Самсонову в российском дерби





«Пусть плачут мужчины». Как Окуджава писал песню к «Белорусскиому вокзалу»

Выжидала момент: Орбакайте решила лишить Никиту Преснякова части наследства

“У меня тоже была депрессия после того, что ты сделал своими руками!” Дава разоткровенничался перед Ольгой Бузовой в шоу “Сокровища императора” на ТНТ

Праздник "На переднем крае", концерт Дениса Мацуева и выставка "Русская свадьба. Традиции и обряды": куда сходить в Туле и Тульской области 11 и 12 мая



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Мода

Мы помним, мы гордимся: «585*ЗОЛОТОЙ» представила проект «Книга памяти» с историями из семейных архивов сотрудников



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости