Петербургский оркестр в гостях у Рахманинова

В Тамбове проходит 43-й Рахманиновский фестиваль, один из старейших и престижных форумов, посвященных памяти великого композитора. Торжественное открытие состоялось 1 апреля, и в этот вечер на сцене выступили художественный руководитель фестиваля, выдающийся пианист мирового уровня, Николай Луганский и Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича под управлением главного дирижера и художественного руководителя оркестра Димитриса Ботиниса. В программе концерта прозвучали Концерт №4 для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена и Симфония №1 Сергея Рахманинова.
Тамбов не случайно стал центром проведения фестиваля. Рядом с ним, в усадьбе в Ивановке, Рахманинов находил вдохновение, создавая свои лучшие произведения. Сегодня музей-заповедник является настоящим местом притяжения для ценителей музыки Рахманинова. Ежегодно в Тамбов съезжаются ведущие коллективы страны, чтобы принять участие в фестивальной программе.
Концерт открылся Четвёртым фортепианным концертом Л. Бетховена — одним из самых лиричных произведений композитора в этом жанре. Для Бетховена этот концерт стал последним публичным выступлением в качестве пианиста, поскольку его прогрессирующая глухота вскоре сделала концертную деятельность невозможной. Для Николая Луганского музыка Бетховена — подлинная художественная стихия, в которой он чувствует себя абсолютно органично. Его эталонное исполнение отличает стройность формы в сочетании с внутренней экспрессией, чеканность каждой детали, идеальная филигранная техника.
После антракта залу предстояло погрузиться в эмоциональную бурю Первой симфонии Сергея Рахманинова. Это произведение, некогда приведшее композитора к тяжелому душевному и творческому кризису, спустя годы стало неотъемлемой частью репертуара крупнейших оркестров мира. В исполнении Санкт-Петербургского коллектива симфония предстала во всей своей монументальности.
Интерпретация дирижёра отличалась глубоким пониманием стилистических особенностей раннего периода творчества С. Рахманинова. Особенно выразительными стали лирические эпизоды, в которых проявилась та проникновенная напевность, что впоследствии станет визитной карточкой зрелого стиля композитора. Димитрис Ботинис выстроил убедительную концепцию произведения, подчеркнув его предвосхищение позднего творчества С. Рахманинова. В финальной части особенно отчётливо проступили демонические и роковые интонации, которые получат развитие в «Симфонических танцах» — последнем произведении композитора. Такая трактовка позволила продемонстрировать удивительную целостность творческого пути Рахманинова.
Фестиваль продолжается, впереди — новые концерты, встречи и открытия. Но уже сейчас можно сказать, что его открытие задало невероятно высокий уровень, а выступление Николая Луганского и Академического симфонического оркестра Санкт-Петербурга под руководством Димитриса Ботиниса стало поистине выдающимся событием этого музыкального сезона.