Shaman сыграл крестителя Руси, Николай Расторгуев — христианского мученика: презентация этно-оперы "Князь Владимир"
Этно-оперу "Князь Владимир" Игорь Матвиенко задумал после фильма "Викинг" (2016), для которой он писал музыку и два года изучал историю и древние славянские мелодии. Опера "Князь Владимир" посвящена жизни князя, крещению Руси и собиранию земель русских. Источниками послужили "Повесть временных лет" и ряд художественных и исторических работ. Весной опера получила президентский грант в размере более 28,7 млн, кроме того сам продюсерский центр Матвиенко должен вложить в проект ещё более 10,9 млн рублей.
На фестивале молодого искусства "Таврида.АРТ", который сейчас завершается в Крыму, показали лишь фрагмент произведения, его первую часть. Премьеру всего произведения обещают устроить здесь же в следующем году.
Действие оперы начинается в землях Норвегии Х века, откуда князь Владимир (певец SHAMAN), ещё поклоняющийся языческим идолам, с войском на ладьях отправляется на Русь. Его сопровождает верный друг – воевода Фёдор, первый христианский мученик Древней Руси. Эту роль исполнил Народный артист России Николай Расторгуев. В истории фигурирует Рогнеда, полоцкая княжна, которую когда-то пленил Владимир, сделал одной из своих жён, убив её родителей. Об этом, кстати, Рогнеда (Ася Сайгидова (Соя) поёт со сцены, прося Владимира никуда не плыть, ведь он уже сделал её сиротой - ещё и вдовой она не хочет остаться. А плывёт князь на Русь, чтобы в Киеве сразится с родным братом – князем Ярополком. Сюжет оперы завершится главным событием в истории России – принятием православия и созданием христианского государства, но пока в Крыму показали, как Владимир на огромной ладье отправляется в сторону Руси.
Сюжет оперы завершается принятием православия. Фото предоставлено пресс-службой.
– С Игорем Матвиенко мы знакомы около года. Когда он предложил поучаствовать в опере, я согласился не раздумывая, - рассказал после премьеры Ярослав Дронов, или SHAMAN. – Хочется прикоснуться к такой большой музыкальной форме, как опера, ведь сейчас это редкий жанр. Да и фигура князя Владимира мне интересна. Я люблю историю. Я закончил музыкальную школу и колледж по специальности "руководитель народного хора". Народное творчество, история страны – мне всё это близко.
По словам исполнителя, ему ещё надо работать над образом князя, пока он только-только начинает в него вживаться как следует.
– Для меня фигура князя Владимира прежде всего связана с Крещением Руси, в 988 году он крестил Русь, смог поверить в идею христианства и сам многое изменил в себе, - продолжает исполнитель главной роли. – Его внутренняя трансформация для меня самое важное в этой истории.
По музыкальным стилям опера "Князь Владимир" вместила много всего от этнических мотивов до рока и рэпа.
Из того, что удалось увидеть на сцене "Тавриды.АРТ", за рок в опере отвечает герой Игоря Матвиенко – загадочный путник, называющий себя Ганградом, а на самом деле являющийся Одином, верховным богом скандинавской мифологии.
– Игорю Матвиенко очень идёт этот образ, он настоящий рокер! – говорит SHAMAN.
– Конечно, меня очень интересовало, какая была музыка в Х веке, – говорит Игорь Мотвиенко. – В то время письма-то толком не было, а нотописи тем более. Можно только догадываться, какими были музыкальные звуки и образы. И это была музыка наверняка так же рожденная смешением культур. С одной стороны – влияние северян, то есть викингов, с другой – Византии. Русь того времени – это смешение стилей. И потому опера будет не классическая, а тоже смешанная: будут элементы и рэпа, и рока, и этно-музыки.