Шапка-ушанка фронтовика Рустама Исломова. Спецпроект
Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Историю фронтовика Рустама Исломова его семья хранит через редкие воспоминания и ставшую главной реликвией – шапку-ушанку, прошедшую с ним войну и долгие послевоенные годы. Она напоминает о ранениях, боевом пути и людях, которых он потерял на фронте. Простая вещь сохранила тепло его судьбы.
Рустам-ака Исломов редко говорил о войне. Она жила в нем тихо – в болях старых ран, в коротких, словно вспышки, воспоминаниях, в ночных снах, о которых он не любил рассказывать. Но память порой сохраняется не только в словах. Вещи тоже умеют хранить чужую судьбу. Такой вещью для его семьи стала шапка-ушанка, пережившая с ним долгую дорогу войны, а потом согревавшая уже его внуков.
Старики у дувала
В одном из районов Ташкентской области, как и во многих других, можно было увидеть одинаковую картину: перед заходом солнца, когда спадала жара, мужчины выходили на улицу, чтобы поговорить о прожитом дне. Но внуки Рустама Исломова помнят эту картину иначе. На скамейке сидели не просто старики – сидели люди с войной внутри: у одного не было ноги, у другого – руки, третий хромал.
Мальчишки подслушивали их разговоры, затаившись в кустах. Многое было непонятно, многое они забыли. Но одна история врезалась в память навсегда.
"Если умрешь – сам отвечать будешь"
Ботир-ака вспоминает: "В 1944 году, в Австрии, Нойнкирхене, дедушку ранило в ногу. В таких случаях врачи чаще всего ампутировали конечность…". Но медсестра, осмотрев рану, подсказала бойцу: "Ногу можно сохранить, поговорите с врачом!"
И Рустам-ака поговорил, даже оставил доктору какой-то подарок. Но врач сказал: "Если умрешь – сам отвечать будешь!"
Ногу деду сохранили. Его комиссовали. Как только добрался до дома, нога загноилась, и лишь новая операция в Ташкенте спасла ее. Один осколок, сросшийся с костью, так и остался с ним до конца жизни – как знак того далекого года.
Фронтовая дорога
В 1940 году, когда Рустаму Исломову исполнился 21 год, его призвали в армию, а к началу войны он уже командовал взводом 20-го гвардейского воздушно-десантного полка. О том, как он сражался, свидетельствует представление в наградном листе от 20 августа 1943 года:
"В ходе наступательных операций, начавшихся 3 августа 1943 года, товарищ Исломов бесстрашно повел свое подразделение на передовой, всегда занимая лидирующие позиции в бою. При освобождении села Волково его отряд уничтожил 13 фашистов. Лично товарищ Исломов из снайперской винтовки уничтожил две огневые точки и наблюдателя, мешавшего атаке. В заключение он достоин награждения орденом Красной Звезды."
Он форсировал Днепр – одну из самых кровавых переправ войны, – прошел Молдавию, Румынию, Венгрию, Чехословакию, Австрию.
Награды Рустама-ака, выставленные в витрине Музея славы
Однажды дед поделился с внуком одним коротким эпизодом. Ботир-ака рассказал, что дедушка с земляком стояли в карауле. "Ночь темная, сильный туман. Они расходились по окопу и снова встречались, перекидываясь парой слов. Раз встретились, два, три… А потом он не пришел. Кажется, его фашисты забрали в качестве "языка"…"
Видимо, вспоминая этот случай, что было, по словам внука, исключительным событием, старый солдат думал о том, что человек на войне мало чего стоил, мог в секунды погибнуть, пропасть. Но он и его друзья-соседи выжили, и это было большой удачей и большим счастьем.
Теплая реликвия
От всех фронтовых лет в семье осталась шапка. Серо-зеленая, чуть потертая, с когда-то красной звездой, которая потом потерялась. Внуки носили ее долго: она была удивительно теплой, крепкой, надежной – такой же, как сам дед.
Когда они вспоминают Рустама-ака, перед глазами встает именно эта ушанка – как символ его жизни, простой, строгий предмет, который хранил тепло человека.
Рустам-ака Исломов – скромный герой, таким он оставался и до конца жизни – трудолюбивым, спокойным, ответственным
После войны Рустам-ака работал бригадиром в колхозе, выращивал рассаду, руководил теплицами. Несмотря на инвалидность II группы, трудился не жалея себя. Он ушел из жизни в 2010 году.
Но его внуки сохранили самое важное: уроки доброты, ответственности и порядочности. А шапка-ушанка – тихий свидетель его судьбы – до сих пор согревает память о нем.
Подробнее о нашем спецпроекте читайте здесь.
Все истории смотрите по хештегу: #СемейныеРеликвииВойны