В Тюмени открыли место памяти Юрию Шатунову
В Тюмени состоялось открытие места памяти артиста, участника группы «Ласковый май» Юрия Шатунова. Оно расположилось в Тюмени, под Профсоюзным мостом в жилом районе «Речной порт». Об этом «Стройгазете» сообщили в пресс-службе девелопера - компании «Брусника».
Решение реализовать проект было принято почти год назад. Тогда девелопер объявил конкурс на название сквера рядом с проектом «1А Первомайская». За несколько дней компания получила более 400 вариантов, связанных с личностью или творчеством Шатунова.
«Оказалось, что в Тюмени функционирует если не самый большой, то точно один из самых активных фан-клубов певца, — комментирует директор «Брусники» в Тюмени Виктор Корчагин. — Пройти мимо этого факта мы не могли. Да, Юрий не родился в Тюмени, не жил здесь, но через активное сообщество незримо присутствует в ее пространстве. Сказать, что он стал элементом идентичности города было бы слишком громко. Но это однозначно очень любопытная деталь».
Концепцию места памяти девелопер разработал вместе с художником Андреем Топоровым (в коллаборации с ним же компания создала девятиэтажный мурал на озере Тихом и нарисовала тюменские ковры в квартале на Минской). В основе места памяти заложены три идеи. Первая — формирование не арт-объекта, не мемориала, а «многослойного» пространства, с которым могут взаимодействовать люди с разной степенью погруженности в творчество «Ласкового мая». На 12 колоннах под мостом размещены всего две строки песни «Детство». У одних они вызывают чувство ностальгии, других заставляют напевать знакомый мотив, третьих заставляют задуматься о быстротечности времени и о том, что это, пожалуй, самый драгоценный ресурс
Вторая идея — взаимодействие с контекстом. «Мне было важно не просто что-то нарисовать, а вписать идею в конструкцию, — говорит Андрей Топоров. — Я начал присматриваться к формам, искать образы. Отправной точкой стал кассетный проигрыватель. Потому что эпоха кассет — это не просто визуальный стиль, это формат памяти. Символ времени, с которым у многих ассоциируется творчество Шатунова».
В итоге колонны моста стали осями катушек, балка — клавишами плеера, светильники — катушками. Последние были изготовлены на заказ. Это уникальный для города объект. Одна из колонн стилизована под шариковую ручку Bic. Она была нужна, чтобы перемотать плёнку, если сели батарейки.
Третья идея — кардинальная трансформация среды под мостом. Создание места памяти совместили с переустройством дороги и пешеходных маршрутов, по обочинам которых разбили газон. За счет появления 12 светильников пространство, несколько месяцев назад представлявшее собой болото, стало безопасным и удобным для прогулок.
Концепция получила одобрение вдовы Юрия Шатунова. «Брусника» также получила согласие на цитирование песни. В компании поясняют, что сформировали «рамку». Дальнейшая жизнь пространства будет во многом зависеть от взаимодействия с ним фанатского и городского сообщества (как это происходит, например, со стеной Цоя на Арбате).