«Не смешите!»: критик Соседов объяснил, почему хиты в исполнении Шатунова «не имеют отношения к культуре»
Певец Юрий Шатунов совершенно заслуженно обрел всенародную любовь. Хиты группы «Ласковый май», солистом которой он был в свое время, и по сей день пользуются популярностью.
Кем являлся Юрий Шатунов для своих современников? Можно ли считать всенародно любимые песни группы «Ласковый май» существенным вкладом в отечественную культуру? В каком состоянии находится сама культура в нашей стране? Своим личным мнением по этим и другим вопросам в интервью ФАН поделился музыкальный критик, журналист, телеведущий Сергей Соседов.
— Как лично Вы относитесь к группе «Ласковый май» и ее бывшему солисту Юрию Шатунову?
— Об этом уже все сказано. Зачем муссировать одно и то же. Уже все это обсудили 1 000 раз и эти песни, и Шатунова, и Сергея Кузнецова, и Андрея Разина, и их взаимоотношения. Это уже масло масленое. Какое значение имеет, как я к этому отношусь или не отношусь. Все это не о том. Это пустой разговор. Это все было и прошло. Было оно, и все.
— То есть, на Ваш взгляд, в народе уже не осталось памяти о Шатунове?
— Почему же? Осталась. Только это разговор ни о чем. О каждом остается какая-то память, но я не вижу здесь какого-то принципиального момента. Ну, ушел человек. Очень жаль, что ушел в молодом возрасте. Ну, жаль, и только. Ну, и что из этого: всех жаль, кто уходит без времени, да и тех, кто в свое время. Тут не о чем говорить: я не вижу повода для какого-то разговора. Мне это просто неинтересно. Об этом уже сказано.
— На Ваш взгляд, хиты «Ласкового мая» стали вкладом в отечественную культуру или это обычная попса?
— Попса, конечно. Не смешите: вклад в отечественную культуру... Вклад в отечественную культуру это Мамонтов, Третьяков: это художники, меценаты. Попсовые песенки — вклад в культуру: не смешите!
— Получаетcя, они скорее разлагают эту культуру?
— Нет. Просто они не имеют отношения к высоко художественной культуре: это совершенно другое искусство. Культура это нечто гораздо большее, чем чьи-то песни. Меня удивляет, когда на каких-то интернет-порталах есть раздел культуры. Мне становится интересно, я захожу, а там про попсу. Это не имеет никакого отношения к культуре. В советское время была газета «Культура», вот она писала о культуре.
Само по себе понятие «культура» очень большое. Вы некрасиво едите — у вас нет культуры питания. Есть еще культура поведения. Когда говорят о молодежной культуре имеется в виду какое-то молодежное течение, нравы, традиции, движения, но это не культура в художественном смысле. Это многозначное слово нужно разграничивать по смыслам. Наверное, у этого слова больше десяти значений, и не нужно одно из них подменять другим.
Молодежная культура — это не то же, что Третьяков, Мамонтов, Шаляпин. Это нужно понимать. Культура поведения в обществе и великий балет — это не одно и то же. Не нужно путать одно с другим. На этих интернет-порталах люди полуобразованные. У нас — образование. Нас в университете учили профессоры, которые дружили с Ахматовой, Пастернаком. Теперь же в разделе «Культура» пишут про попсу: не смешите!
— Резюмируя, кто же Юрий Шатунов в Вашем представлении?
— Юра Шатунов — страница в истории нашей перестроечной эстрады. Все это уходит. В 1990-е годы эстрада перестала быть искусством и превратилась в шоу-бизнес. Это стало отражением времени, в котором мы живем. Река времени течет, приходят новые герои, новые песни. Может быть песни не очень хорошие и герои не те, но, как говорится, такова жизнь. Эстрада, ставшая шоу-бизнесом, это — отражение времени. Своими песнями Юра Шатунов сумел выразить эпоху перестройки.
Та эпоха ушла давным-давно. Говорить о том, что ушло, мне кажется, глупо. Нужно говорить о том, что происходит в обществе, а не о том, что было, давно прошло. Да, все оставляет след в наших воспоминаниях, памяти, голове, но это не значит, что мы должны бесконечно придаваться каким-то воспоминаниям, вот и все.