Валерий Сюткин, певец, музыкант: «Уходящей натурой» себя не ощущаю»
Бывший вокалист «Браво», а ныне лидер коллектива «Валерий Сюткин и Rock'n'Roll Band», заслуженный артист РФ Валерий Сюткин — частый гость нашей газеты. Вот и сейчас «Культура» нашла время побеседовать с артистом о группе «Браво», о новых проектах и о непреходящей красоте великих мелодий.
— В этом году исполняется тридцать пять лет с момента выхода пластинки «Стиляги из Москвы», первой в дискографии этой группы «Браво», где вы дебютировали в роли лидер-вокалиста и автора текстов. После успеха альбома о Валерии Сюткине узнала вся страна. С какими чувствами вы вспоминаете то время?
— Я очень благодарен судьбе за то, что в моей жизни был этот период, когда мы познакомились с Женей Хавтаном, образовав творческий союз, в рамках которого, на мой взгляд, небесталанно друг друга дополняли. Он писал великолепные мелодии, к которым я сочинял органичные тексты. У нас все было грамотно распределено: Женя руководил музыкальной составляющей группы, а я отвечал за литературно-драматическую часть концертов и за их энергетику.
Созданные песни мы впоследствии с Хавтаном не делили: я не против, чтобы «Браво» исполняло песни, где я являюсь соавтором, и Евгений отвечает мне взаимностью. За истекшие тридцать пять лет эта «схема» осечек не давала. Надеюсь, так будет и в дальнейшем.
— На современной поп-рок-сцене вы являетесь одним из наиболее востребованных артистов, о чем свидетельствует плотный график ваших выступлений. При этом вы не замыкаетесь в рамках какого-то одного направления — возглавляете несколько музыкальных проектов, работающих в разных жанрах. Как вам это удается?
— Вы правы, сейчас у меня концерты проходят почти каждый день. Я «курирую» три главных проекта. В рамках коллектива S.O.S. (аббревиатура обозначает основных участников трио: Сюткин — Окунь — Савин. — «Культура») мы выступаем преимущественно в джаз-клубе Игоря Бутмана в Москве и Санкт-Петербурге, с периодичностью где-то раз в месяц, в год получается примерно тридцать шесть выступлений — это довольно много.
Второй проект называется Light Jazz, здесь наряду с несколькими моими шлягерами, аранжированными при помощи аккордеона, звучат любимые советские песни 1950–1960-х годов. Кстати, в этом году у меня выйдет альбом «Атмосфера 2025» — как своего рода продолжение пластинки десятилетней давности «Москвич 2015». Это студийный продукт, где, помимо других участников, задействован наш блистательный джазовый гитарист, народный артист России Алексей Кузнецов. Номера с готовящегося к выходу релиза составляют на сегодняшний день основу концертной программы ансамбля Light Jazz.
Это все, что называется, музыка для души. А с коллективом Rock'n'Roll Band мы в основном играем в залах, где можно танцевать. Здесь у нас просто мегахитовая программа, состоящая из двадцати с лишним произведений, из которых самой неизвестной является композиция «Московский бит», можете себе представить?
Расписание плотное. В прошлом году я отработал порядка сорока крупных концертов в одной только Москве, в нынешнем, думаю, будет еще больше.
— Не устаете? Или в вашем случае, как у Высоцкого: «От жизни никогда не устаю, я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою»?
— Да, примерно так и есть. Время от времени мы, конечно, берем передышку, отдыхаем пару недель, чтобы побыть с семьями, но потом снова отправляемся в путь.
Работать я люблю. Когда работаю, чувствую себя на своем месте и «уходящей натурой» себя не ощущаю. И здорово, что наряду с музыкой, рассчитанной на более почтенное поколение, в нашем арсенале есть произведения, адресованные молодой аудитории. Кстати, на наших концертах очень много молодежи, которая многие наши песни знают и с воодушевлением подпевает.
— Наверняка в вашем репертуаре есть номера, без исполнения которых Сюткина публика со сцены не отпустит?
— Конечно, у нас есть обязательный набор хитов, который мы исполняем во всех проектах: конечно, это «Вася», «Я то, что надо», «7000 над Землей», «Радио ночных дорог», «Москва — Нева» играем постоянно... Мы их подаем в разных, соответствующих конкретной атмосфере аранжировках.
Наши концерты часто проходят в форме «интерактива». Например, крикнут из зала: «Валера, давай «Любите, девушки!» или: «Спой «Дорогу в облака!» — с готовностью идем навстречу, исполняем. Поэтому как такового сет-листа у нас нет, мы играем в довольно хаотичном режиме, причем добрую половину программы зал поет вместе с нами.
При этом на каждом концерте стараемся и отразить «бравовский» и «постбравовский» периоды, и исполнить песни, сочиненные недавно.
— Часто ли появляются новые произведения, есть ли у вас достойные соавторы?
— Молодые авторы регулярно присылают свои работы, но, к сожалению, так же точно, как Ромарио (Роман Луговых, певец, композитор, автор исполненных Валерием Сюткиным песен «Москва — Нева», «Целуйтесь медленно», «Без варежек». — «Культура»), пока никто в мою творческую «орбиту» не попал. Но я готов к сотрудничеству и всегда в этом смысле держу руку на пульсе.
— Любовь к советскому песенному наследию — это дань молодости?
— Конечно, возрастной фактор имеет значение. Я чувствую некую внутреннюю ответственность за то, что являюсь в определенном смысле передатчиком эстафеты от поколения к поколению. Разумеется, песни, исполненные великими Муслимом Магомаевым, Эдуардом Хилем, Львом Лещенко, Тамарой Миансаровой, Майей Кристалинской, останутся в истории прежде всего в их канонических прочтениях.
А я, ни на что не претендуя, просто пытаюсь донести своим доверительным сипом — так я называю тембр своего голоса — до молодой аудитории эти великолепные мелодии. Важно, чтобы песни жили, и, возможно, кто-то подхватит их уже после меня.
Фотографии: Александр Авилов и Андрей Никеричев/АГН «Москва»