«Первый канал» теряет рейтинги — телевизор перестает быть украшением жизни
Евгений Додолев: То, что делает Эрнст, важнее цифр
Честно говоря, пишу эти строчки с болью. С Первым каналом у меня связаны не только почти 15 лет работы. Там я прошла всю профессиональную школу — от младшего редактора до ведущей основного информационного выпуска дня — программы «Время».
И на всю жизнь запомнила слова, которыми главный редактор начинал летучку в редакции информационного вещания, когда я вела программу «Время»: «Мне страшно, потому что нас смотрят 80% населения».
Сейчас Первому каналу страшно, видимо, по другому поводу. Рейтинги канала серьезно упали, а долги составляют астрономические суммы.
Когда-то «Первый» был безусловным лидером телевещания, даже шутка была «Первый канал, Первый канает, Первый будет канать!». Но, как оказалось «не проканал», выражаясь не самым литературным языком.
«Первый» впервые уступил лидерство в рейтинге ТВ-каналов «России-1» еще в 2016 году, а по итогам 2021 года откатился на 4-е место, пропустив вперед также НТВ и «Пятый канал». По сравнению с 2021 годом рейтинг «Первого канала», по данным Mediascope, снизился почти в 1,5 раза — с 1,48% до 0,99%. Сейчас канал информацию о своей аудитории вообще закрыл для публичного доступа.
Что же случилось с Первым каналом, который во многом существует за счет государственного бюджета, то есть за счет налогоплательщиков? Среди которых телезрителей все меньше и меньше… Что происходит с Первым, который, как выяснилось, уже далеко не первый в рейтингах?
Сотрудники телеканала говорят, что они не ориентируются ни на данные ВЦИОМ, ни на Mediascope, у них, дескать, свои данные, которые говорят о том, что с каналом все в порядке и он даже процветает. Поговоришь с телекритиками, и складывается впечатление, что Первый канал — первый по сериалам.
А может быть, беда как раз в том, что Первый за столько лет не предпринял серьезной попытки что-то поменять? Сериалы, сериалы… Может, ими зрителя просто, что называется, просто перекормили? Или зритель хочет что-то другое, а не то самое кино, которое он уже посмотрел на том же «Кинопоиске»?
Некоторые телекритики говорят, что виной всем бедам Первого телеканала стала пандемия коронавируса. Именно она стала точкой отсчета долгов Первого канала и началом оттока аудитории.
Действительно, с 16 марта 2020 года, в связи с пандемией в России, съёмки всех линейных и политических ток-шоу телеканала, а также программ «Вечерний Ургант», «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером?» и «Поле чудес», постепенно стали проходить без зрителей в студии.
Аналогичным образом в прямом эфире прошли финальные выпуски 7-го сезона вокального проекта «Голос. Дети». Другие передачи либо приостановили свой выход в эфир, либо давали повторы.
Но самые большие неприятности начались у Первого канала в связи с уходом с российского рынка иностранных рекламодателей в 2024-м.
Но только ли это стало причиной упадка Первого канала? С таким вопросом мы обратились к телеведущему, телекритику и блогеру Евгению Додолеву.
— Мне кажется, серьезная «дыра» в кармане Первого канала образовалась после Олимпиады 2014 года, в которую телеканал серьезно вложился. После этого канал так и не смог поправить свое финансовое положение.
Уход иностранных рекламодателей больно ударил по доходам Первого канала, это факт. Но телеканал на фоне своих проблем продолжает вкладываться в серьезные телепроекты. Например, 12 апреля будет показан «Вызов» — первый фильм, снятый в космосе Первым каналом. Говорят, после его выхода Илон Маск чуть не заболел…
Зная немного руководство «Первого», хочу сказать, что его руководитель Константин Эрнст — немного авантюрист в хорошем смысле. Своего рода «адреналинщик». То, что он делает, важнее цифр, — считает тележурналист.
Но от этих цифр никуда не деться: телевизионная аудитория начала сокращаться давно. Не только у Первого, у других вещателей аналогичная картина. Российское телевидение за 7 лет потеряло более 25 млн своих зрителей. Телезрители уходят в Интернет, который оперативнее, разнообразнее и позволяет самому делать выводы, а не слушать навязанную позицию. А за свежей информацией все давно ходят в Яндекс.
Около 25 млн россиян перестали смотреть телевизор, выяснил проект «Можем объяснить», изучивший телерейтинги и данные ВЦИОМ за последние 7 лет. По последним данным, ТВ сейчас не смотрят 30% россиян (хотя 7 лет назад таковых было всего 13%). То есть сейчас телевизор не смотрят около 44 млн человек, а 7 лет назад «ящик не включали» всего 18,7 млн.
Я прошлась по многим телефорумам и, признаюсь честно, не нашла там за последний год откликов о нашем ТВ вообще. Люди перешли на другой формат. Кто-то скачивает кинофильмы с различных «киношных» онлайн-платформ, кто-то устал от скандалов в телеэфире, кто-то просто перешел на интернет-площадки, где те же политические программы намного острее, интереснее и, главное, не ангажированы. И где есть выбор.
Приведу всего один комментарий, связанный с ТВ в социальной сети ВКонтакте. Пользователь под ником Sonic Artem, в частности, пишет:
«Телевидение — это болезнь, опухоль планеты. Реально вгоняет только в депрессняк и даже не пытается вывести из него, а наоборот давит все больше и больше своей политикой и скандальными ток- шоу. Вот поэтому все агрессивно настроены все против всех. Это просто сразу не заметно, но со временем это уже превращается в серьезную болезнь. Но люди хотят быть здоровыми!»