Оказывается, Виктор Цой впервые появился на телевидении СССР не как музыкант: в необычном качестве
Группу «Кино» тогда знали единицы.
Мы все знаем Виктора Цоя как культового музыканта, лидера группы «Кино» и символа целой эпохи, но его первый выход на телевидение СССР произошел задолго до того, как песни коллектива разлетелись по всей стране. В 1982 году, когда группа «Кино» еще не имела всесоюзной славы, молодой Виктор появился в программе «Монитор» вовсе не как рок-исполнитель, а в неожиданном амплуа — талантливого резчика по дереву.
Этот сюжет, впоследствии утерянный, стал для Цоя первым шагом на экраны, хотя тогда его имя еще не связывали с музыкой. О выпуске, в котором он снялся, позже вспоминала и его мама, Валентина Цой.
«Впервые его показали по телевизору как раз в это время — в программе «Монитор» как одаренного резчика по дереву. Он был талантлив во всем», — отмечала мама Виктора.
На тот момент Цой уже играл в составе «Кино», но коллектив был известен лишь в узком кругу ленинградских музыкантов и поклонников рок-клуба. Основное внимание в телесюжете было уделено его ремеслу.
Интерес к резьбе по дереву у Цоя возник еще в юности: он учился в Ленинградском художественном училище имени Серова, откуда был отчислен из-за низкой успеваемости, и позже получил профессию резчика в СГПТУ-61. Работу он совмещал с музыкальными репетициями, а сам процесс создания деревянных скульптур стал для него особой формой творчества.
Важное место в его увлечении занимали миниатюрные японские фигурки — нэцкэ. Цой вырезал их вручную, тщательно прорабатывая детали, и часто дарил своим друзьям и близким. Его изделия были разными: от традиционных фигурок до пепельниц необычных форм — в виде ладони, рта или ступни.
Нэцкэ — миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства
Вот что вспоминал музыкант Всеволод Гаккель из группы «Аквариум»: «У меня есть только пепельница в виде рта. Одна из многих поделок, которые Цой вырезал из дерева и раздаривал своим друзьям».
Коллекционеры и поклонники до сих пор разыскивают эти изделия, ведь каждое из них хранит в себе частицу той творческой энергии, которая потом нашла выход и в музыке. Некоторые вещи, приписываемые Цою, всплывают на блошиных рынках или в частных коллекциях — например, пепельница в форме ступни с инициалами «ВЦ», купленная у пары из Санкт-Петербурга уроженцем Якутии Алексеем Ивановым.
Сам выпуск программы «Монитор» сегодня считается утерянным. Фанаты и исследователи творчества Цоя безуспешно пытаются отыскать его в архивах, ведь этот фрагмент — не только редкий документ, но и штрих к портрету человека, который прежде, чем стать кумиром миллионов, проявлял себя в ремесле, требующем терпения, усидчивости и внимательности к деталям.
По воспоминаниям матери, сразу после учебы Виктор мог устроиться в престижную реставрационную мастерскую Екатерининского дворца в Пушкине, но отказался от предложения, не желая ежедневно ездить так далеко.
«Он был талантливым резчиком, и распределение ему дали отличное: в реставрационную мастерскую Екатерининского дворца в городе Пушкин. Туда и по блату-то трудно попасть — престижное место. А Витька поленился ездить так далеко, за город, и вскоре бросил», — рассказывала Валентина Цой.
Этот выбор Цоя, возможно, еще раз подчеркнул, что его место было не в реставрационной мастерской, а на большой сцене.