Выдающийся алкоголик: так ли гениален был Владимир Высоцкий, как принято считать?
Его до сих пор считают легендой и гением. Но это пожалуй преувеличение. Это был человек с неустойчивой психикой, который не ценил свою семью и доставлял неприятности своим женщинам.
По мнению экспертов, именно Высоцкий открыл путь для музыки, которая впоследствии стала известна как «русский шансон» (во главе с Розенбаумом). Изначально термин «шансон» пришёл из Франции, где он обозначал городскую авторскую песню. В России же термин «шансон» появился после распада Советского Союза (радио Шансон, премия Шансон года). До этого была «блатнячка», а ещё раньше — «арестантские» и «каторжные» песни. В результате смешения жанров и смыслов появился новый жанр, который стал известен как «русский шансон».
Вообще, давайте говорить честно, к Владимира Высоцкого тоже были проблемы с психическим здоровьем. Однако советские психиатры не согласились бы с этим, поскольку в медицинской карте артиста был указан более серьёзный диагноз — маниакально-депрессивный синдром (сейчас это расстройство называется биполярным).
После распада СССР исследователи творчества Высоцкого получили доступ к его медицинским картам, где была зафиксирована вся информация о его здоровье. Как бы мы ни хотели видеть в нём сильного человека, это не так. Люди с сильной психикой не становятся алкоголиками к 30 годам.
***
Для многих людей пелена «гениальности» Высоцкого окончательно спала с глаз после выхода книги Марины Влади «Владимир, или прерванный полёт». Не говоря уже о его отношениях и браке с Людмилой Абрамовой, которая терпеливо сносила все его выходки и буквально заглядывала ему в рот, когда он унижал её своими поступками.
С Абрамовой Высоцкий познакомился на улице, будучи пьяным. Он разбил посуду в ресторане и попросил у проходившей мимо девушки занять ему 200 рублей. Она отдала ему своё кольцо, чтобы он мог его заложить. Позже Высоцкий угрозами заставил администратора гостиницы рассказать ему, где остановилась Абрамова, и вломился к ней в номер.
История их знакомства десятилетиями преподносилась как красивая и романтичная. К счастью, сейчас женщины начинают уважать себя и отказываются от отношений с алкоголиками и мужчинами, склонными к эмоциональному давлению.
***
Фрагмент из произведения М. Влади:
Краем глаза я замечаю, что к нам приближается невысокий молодой человек в скромной одежде. Он подходит, молча берёт мою руку и долго не отпускает, затем целует её, садится напротив и не отрывает от меня взгляда. Его молчание не вызывает у меня неловкости, мы смотрим друг на друга, словно давно знакомы. Я знаю, что это ты. Ты совсем не похож на того ревущего великана из спектакля, но в твоём взгляде столько силы, что я заново переживаю всё, что испытала в театре. А вокруг уже возобновилась беседа. Ты не ешь, не пьёшь — ты смотришь на меня.
— Наконец-то я встретил вас.
Ты некрасив, у тебя обычная внешность, но твой взгляд необычен. Как только мы приезжаем к Максу, ты берёшь гитару. Меня поражает твой голос, твоя сила, твой крик. И то, что ты сидишь у моих ног и поёшь для меня одной. Ты говоришь мне, что театр — это твоё ремесло, а поэзия — твоя страсть. И тут же, без всякого перехода, ты говоришь, что давно любишь меня.
Как вам такой способ знакомства? Разве можно назвать подобное поведение романтичным? Скорее, оно пугающее. Можно сделать скидку на то, что это 70-е годы, Советский Союз, Влади долгое время жила во Франции, и у неё уже было два мужа, дети, и она, в целом, не боялась мужчин и была готова ко всему. Но даже с учётом этих обстоятельств, история знакомства выглядит странно.
***
В своих воспоминаниях о муже Влади пишет: «Он начал пить в тринадцать лет». Раннее начало употребления алкоголя считается тревожным признаком.
Уже в 1964 году его здоровье начало ухудшаться. Это произошло, когда ему было всего двадцать шесть лет! Владимир Семёнович часто засыпал на улице в состоянии алкогольного опьянения и попадал в вытрезвитель. Вспомните песню «Милицейский протокол»!
Когда близкие пытались его образумить, это не помогало. Его начали госпитализировать в психиатрические больницы. В то время применялись новаторские методы лечения, такие как кодирование и гипноз. Но он всегда находил в своём заболевании вдохновение для новых произведений.
В этот период были написаны песни на «специфические» темы, такие как «Бал-маскарад» и «Песня о сумасшедшем доме». В текстах всё чаще использовался алкогольный сленг и юмор, связанный с алкоголем.
***
Люди с выдающимися способностями часто имеют особый склад характера, который делает их уязвимыми перед различными зависимостями, включая алкогольную. Однако, согласитесь, одно дело — есть слишком много сладкого (пищевая зависимость), играть в игры или быть шопоголиком, и совсем другое — пить так, чтобы к 20 годам оказаться на учёте и посадить своё здоровье.
Можно привести множество примеров талантливых людей, которые также сталкивались с проблемами зависимости. Но что-то в их сознании срабатывало — возможно, разум, логика или инстинкт самосохранения — и они начинали лечение, отказываясь от алкоголя. Они начинали новую жизнь. Среди таких людей — Дмитрий Харатьян, Алексей Нилов, Бутусов, Гребенщиков, а также женщины — Гузеева, Догилева, Троянова. Они все остановились, оглянулись назад и оставили свои вредные привычки позади. Они стали примером силы воли, здравого смысла и ума.
***
Владимир Семёнович не мог остановиться. Кажется, он просто не хотел этого.
Поступки человека определяют его сущность. Поведение Высоцкого по отношению к своим жёнам, женщинам и коллегам едва ли можно назвать достойным.
Высоцкий говорил:
«В этом мире я ценю только верность. Без неё ты ничто и у тебя никого нет. В жизни это единственная ценность, которая никогда не обесценится».
Но сам он не был верным. Он мог говорить много красивых слов, но делать всё по-другому. Это не значит быть верным.
Он работал быстро и много, ел быстро, пил быстро и много, ездил на машине на сумасшедшей скорости, не любил поезда, предпочитая самолёты. Вот такая жизнь на высоких скоростях, которая и закончилась быстро.
Друзья рассказывали, что физически он был очень силён: мог сделать несколько танцевальных па на вертикальной стене, подняться по лестнице на руках. Если бы не его образ жизни, он мог бы прожить долгую жизнь. Нужно было просто остановиться и изменить свою жизнь.
В последние пять лет своей жизни он стал зависим от морфия, а в последние два года уже просто переходил от одного вещества к другому. Все, кто был рядом, понимали, что это медленное самоубийство, но остановить процесс было невозможно. В попытке убежать от реальности он не мог больше пить, но и жить без допинга не мог.