Место встречи с Вайнером. Как Высоцкий заранее застолбил роль Глеба Жеглова
«Никто вам не сыграет Жеглова так, как я его сыграю!» – заявил Владимир Высоцкий, придя к Аркадию Вайнеру.
Легендарный писатель, придумавший и Глеба Жеглова, и его знаменитый афоризм «Вор должен сидеть в тюрьме», родился 95 лет назад, 13 января 1931 года. «АиФ» вспомнил, каким Аркадий Александрович был в жизни.
Что такое «вайнеризм»
Общий тираж романов братьев Вайнеров «Ощупью в полдень», «Визит к Минотавру», «Эра милосердия», «Гонки по вертикали» в 1988 году превысил в СССР 1 миллион экземпляров. Их книги вышли в 40 странах общим тиражом около 300 миллионов экземпляров.
Популярность братьев Вайнеров зашкаливала, романов было не достать, их продавали из-под полы, доставали по блату. Владимир Высоцкий даже ввёл такой термин, как «вайнеризм», и написал шутливую песню «Письмо торговца ташкентскими фруктами».
Здравствуйте, Аркадий
Вайнер!
И Георгию привет!
Мы знакомы с вами втайне
По романам много лет.
Всю Москву изъездил
в «ЗИМе»
Самый главный аксакал
Ни в едином магазине
Ваши книги не сыскал.
спасал жору от тюрьмы
Когда началась война, Аркаше было 10 лет, а Жоре 3. В эвакуации в Самарканде семья Вайнеров голодала. Как вспоминал Аркадий Александрович в одной из наших бесед, однажды они с братом нашли на улице буханку белого хлеба. Опасаясь, что он отравлен диверсантами – такие прецеденты были, – мать требовала выбросить хлеб. Но дети были настолько голодны, что устоять перед огромным по тем временам лакомством были не в силах. Но, прежде чем накормить 3-летнего брата Георгия, Аркаша «испытал» батон на себе. Отношения, где старший защищает младшего, остались такими же на всю жизнь.
В 1953 году Аркадий Александрович окончил юридический факультет МГУ, в 1957-м стал членом КПСС. А ещё прекрасно играл на аккордеоне, фотографировал, первым во дворе накопил денег на магнитофон. И совсем другая история была с Георгием – отъявленным драчуном, имевшим все шансы загреметь в тюрьму.
После вуза Аркадий Вайнер работал следователем в одном из отделений милиции. Когда в уголовном розыске его карьера стремительно пошла вверх, даже ходила шутка, что большое количество задержанных у него благодаря помощи младшего братца. Потому что задерживал Вайнер-старший Вайнера-младшего. Позже Аркадий стал начальником следственного отдела Московского уголовного розыска (МУР). Богатая криминалистическая практика, работа в качестве следователя по особо важным делам помогали написанию десятков детективов.
Машинка с двойной кареткой
Поклонники романов Вайнеров не раз задавали им вопрос: «Как это – писать вдвоём?» Братья отшучивались, что у них специальная печатная машинка с двойной кареткой (печатный валик. – Ред.). Их книги были экранизированы десятки раз. Самой известной кинолентой стал сериал «Место встречи изменить нельзя».
Как рассказывал мне режиссёр Станислав Говорухин, картина появилась исключительно благодаря Владимиру Высоцкому – певец близко дружил с Аркадием Вайнером, часто бывал у него на даче и стал в 1975-м первым читателем романа «Эра милосердия», который лёг в основу фильма. «Я пришёл застолбить Жеглова! – вспоминал Аркадий Александрович уговоры Владимира Семёновича. – Никто вам не сыграет Жеглова так, как я его сыграю!»
На роль пробовались также Александр Абдулов, Сергей Никоненко, Евгений Леонов-Гладышев, сыгравший в итоге роль Васи Векшина. «Володю я мог бы утвердить и без проб, – рассказывал Станислав Говорухин. – Но это происходило в те времена, когда он ещё ни разу не появлялся на телеэкране (картины с Высоцким до этого шли только в кинотеатрах. – Ред.), а тут такая одиозная фигура – в пятисерийном фильме! Поэтому я сделал на эту роль несколько проб других актёров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким».
Сериал произвёл такой фурор, что, согласно милицейской статистике, в часы показа каждой серии количество совершённых преступлений сокращалось в несколько раз.
До последних дней Аркадий Вайнер мечтал снять продолжение «Места встречи»: главной интригой должны были стать гибель Жеглова из-за предательства сослуживца и начатое Шараповым расследование. Но Высоцкий ушёл из жизни, а никого другого Аркадий Вайнер категорически не захотел видеть.
«Увёз её на явочную квартиру»
Преданным человеком он был и в личной жизни, женившись один раз и навсегда. Женой стала Софья Львовна Дарьялова (в будущем – известный врач-онколог, доктор медицинских наук). Сватовство организовала родня Аркадия: ему к тому моменту было почти 30, а семьёй не пахло.
«В рабочий барак завода «Станколит», где работали мой отец и дядя, набилось около сотни желающих встретить Новый, 1960 год, – рассказывал Аркадий Вайнер. – И туда мои многочисленные родственнички привели будущую невесту, чтоб женить наконец этого оболтуса и разгильдяя, то есть меня».
Оказалось, что за месяц до того отец братьев Вайнеров познакомился с очаровательной девушкой и, как говорил Аркадий Александрович, «сам не прочь был бы на ней жениться, но ввиду абсолютной невозможности этого свалил всё на меня».
«Сделать так, чтобы я эту девушку заметил среди сотни прочих гостей, было уже сущим пустяком, – вспоминал Вайнер. – Она была действительно очень красива. Моя старая, мудрая тётка подвела Соню ко мне и непринуждённо заявила: «Ну, Аркан, уж если это тебе не девка, то ты зажрался!» Чтобы как-то сгладить тётушкину бестактность, я просто вынужден был не отходить от девушки ни на шаг и вскоре после наступления нового года, а именно часа через три, увёз её на одну явочную квартиру. Увёз я её туда 1 января, а 21-го мы поженились».
В браке родилась дочь Наталья Дарьялова, ставшая журналисткой.
В 2005-м 74-летний писатель был госпитализирован. Но из больницы сбежал, ведь он пообещал коллегам принять участие в открытии 7-го Международного фестиваля детективных фильмов DetectiveFEST, председателем которого он был. Через несколько дней Аркадий Александрович скоропостижно скончался от острой сердечной недостаточности. Церемония закрытия фестиваля началась с минуты молчания в память о писателе.
«Не понравился Конкин»
Вайнер признавался, что недоволен исполнителем Шарапова: «И не потому, что он артист плохой или человек неважный... Мы себе Шарапова представляли как фронтового разведчика, который двадцать два раза ходил через линию фронта и должен быть убедительно сильным мужчиной. Володя Конкин никак таким мужчиной не мог выглядеть».
А вот взгляд Конкина. «Авторы романа братья Вайнеры вели себя «своеобразно», – рассказывал мне артист. – Мне улыбались, а Говорухина сбивали с толку: «Это не Шарапов». Более того, через много лет они сказали, что худший исполнитель их произведений – Конкин. А ведь благодаря этой картине они выпустили свой пятитомник. Кино-то благодаря мне получилось, не получилось бы кина без меня».