Прикидывались мужчинами. Под именами Вивальди и Мендельсон творили дамы
Почему на композиторском поприще наибольшего успеха и, как следствие, известности добивались лишь мужчины? Потому что женщинам было не пробиться в музыкальный мужской мир, объяснили накануне 8 марта aif.ru в Российском музее музыки.
«Такова общая ситуация в творческих профессиях, — рассказал сайту aif.ru ведущий научный сотрудник Российского национального музея музыки Александр Комаров. — Ведь если мы обратимся к литературе, архитектуре, скульптуре, сфере изобразительного искусства, то увидим ту же картину. Разумеется, как и в области сочинения музыки, мы сходу назовём несколько великих женских имён, но, по сравнению с творцами-мужчинами, их будет гораздо меньше. При этом на стадии обучения творческим специальностям соотношение обратное. Так, обратившись к спискам учеников русских консерваторий XIX века, мы увидим многократно превосходящее число воспитанниц над воспитанниками. В этом плане ситуация за более чем полтора века не изменилась вовсе».
Женщины менее амбициозны, а Пахмутова — исключение
Почему же лишь единицы воспитанниц консерваторий достигали, достигают и, скорее всего, будут достигать высот в этом деле?
«Тут можно назвать причины разного плана. Часть из них обусловлена преимущественно разным наполнением жизни мужчины и женщины, — объяснил Александр Комаров. — Первые чаще безраздельно посвящают себя делу жизни. С одной стороны, для этого у них всегда было больше "технических" и организационных возможностей, с другой, они, как правило, гораздо более амбициозны и более настойчиво стремятся реализовать свой творческий дар. Жизненные интересы женщин обычно иные — быть помощницей главе семьи, матерью своих детей и хранительницей домашнего очага. Творческое самовыражение в этом случае тоже возможно, но лишь в тех пределах, которые оставляют женщине "приоритетные направления" её деятельности. Случаи, когда их удаётся отвести на второй план (нередко это приводит к жизненным трагедиям), а на первый вывести художественное творчество, весьма редки, но и тогда достижения женщин всё же не столь масштабны, как у мужчин. Это связано с разными способностями охвата художественного пространства, глубины и интенсивности его разработки и проживания — сказывается разница в степени физической выносливости. В сфере инструментальной и вокальной миниатюры женской руке принадлежат замечательные образцы, сравнимые по художественному уровню с продукцией "мужского композиторского цеха". Пример этого мы можем найти в громадном творческом наследии Александры Пахмутовой. Но вряд ли мы поставим в один ряд с "мужскими" опусами крупное сочинение, созданное композитором-женщиной — нет такого ни среди опер, ни среди симфоний, ни среди сочинений других жанров, предполагающих крупное высказывание и традиционно занимающих ведущее положение в иерархии музыкальных жанров».
Псевдоним Вивальди использовала его ученица
Как отмечают в Российском национальном музее музыки, положение и роль женщины в музыкальном искусстве в разные времена сильно менялись. Долгое время вся музыка, написанная представительницами прекрасного пола, была предназначена лишь для домашних концертов. По этой причине эти произведения не публиковались.
Но женщины всё же находили выход. Сотрудники Музея музыки раскрыли сразу несколько малоизвестных фактов. Так под именем Антонио Вивальди творил не только сам великий композитор. Псевдоним «Вивальди» взяла его ученица Лавиния Фуджита. Однако стоило правде открыться, девушку «приговорили» к полному отлучению от сочинительства, и она была вынуждена покинуть Венецию.
А глава Лейпцигской школы Феликс Мендельсон издал под своим именем несколько вокальных миниатюр своей сестры Фанни Гензель. «Я не могу позволить ей что-либо публиковать, так как это противоречит моим взглядам Фанни слишком женщина для этого и должна присматривать за своим домом, а не думать о публичном музыкальном мире», — написал позже Мендельсон.
Композитор Валентина Серова — мать художника Валентина Серова.
Что же касается нашей страны, первым российским профессиональным композитором среди женщин была Валентина Серова (в девичестве Бергман) — жена композитора Александра Серова и мать художника Валентина Серова. Она написала пять опер, была почётным членом Общества содействия устройству общеобразовательных народных развлечений, дружила с Фёдором Шаляпиным и была в приятельских отношениях с Рихардом Вагнером и Ференцом Листом. Творила Серова в начале XX века — в это время, как отметили в Музее музыки, женщин-композиторов наконец начали воспринимать наравне с композиторами-мужчинами.