Мы в Telegram
Добавить новость

210 лет Рихарду Вагнеру – композитору, считавшему, что гению можно все

Profile.ru
50
210 лет Рихарду Вагнеру – композитору, считавшему, что гению можно все

22 мая исполняется 210 лет со дня рождения немецкого композитора Рихарда Вагнера. Так вышло, что его имя ассоциируется порой с совсем не музыкальными предметами, и дело не только в одноименной ЧВК или в том, что Вагнера называют любимым композитором Гитлера, другом философа Ницше, а кинематографисты сделали его «Полет валькирий» символом милитаристского угара. Нет, началось все еще при жизни композитора, помимо своих титанических опер славившегося еще и буйным нравом, несдержанным языком и острым полемическим пером. Он участвовал в восстаниях «Весны народов», плел интриги при дворе баварского короля и вообще создавал вокруг себя скандальную и претенциозную атмосферу. Жизнь Рихарда Вагнера соединила в себе множество хрестоматийных историй о людях искусства: в ней было место гению и злодейству, одержимости творчеством и самовлюбленности, дерзким амбициям и горечи непризнания, высокому покровительству и долговой яме.

Дитя театра

Рихард Вагнер рос в театральной среде, поскольку его отчим Людвиг Гейер был актером. Первой любовью Рихарда стала не музыка, а драма: в 15 лет он изрядно напугал семью, прочтя родным кровавую пьесу собственного сочинения «Лейбольд и Аделаида», в которой последовательно умирали все до единого четыре десятка действующих лиц. Рихард с детства увлекался античными трагедиями и Шекспиром. Мрачный, трагический настрой был близок мятежному подростку, чувствовавшему себя потерянным в мире, особенно после того, как в семь лет он лишился отчима, к которому был очень привязан. Своего отца Фридриха Рихард вовсе не знал: тот умер от тифа, когда сыну было полгода. Через почитательницу своего таланта княгиню Меттерних, супругу австрийского посла и подругу императрицы Евгении, он заручился протекцией Наполеона III. Однако партия французских театральных снобов специально вооружилась охотничьими свистками, чтобы освистать постановку. Неудача еще больше укрепила Вагнера в отвращении ко всему французскому. После поражения Франции во Франко-прусской войне 1870–1871 годов композитор не преминул сочинить пьесу «Капитуляция», в которой от души злорадствовал по поводу краха французов.

Зато благодаря установленным в Париже связям в кругах европейских дипломатов Вагнеру удалось добиться амнистии на родине. Но в Германии почти 50-летнего композитора ждали нелегкая жизнь и скитания, напоминавшие перипетии молодости. Снова нужно было выпрашивать деньги в долг, снова самоутверждаться в музыкальном мире. Даже крупный гонорар за успешные гастроли в России в начале 1863-го не спас положения.

В эти годы Вагнер работал над «Нюрнбергскими мейстерзингерами», комической оперой о средневековом певческом турнире, задуманной как веселая параллель к «Тангейзеру». Работа шла со скрипом. Вагнер начал уже задумываться о самоубийстве, как вдруг получил неожиданную и чудесную новость: молодой король Баварии приглашает композитора к себе, готов оплатить все его расходы и обеспечить всем необходимым.

В гостях у сказки

Вагнер с королем Людвигом II Heritage Image Partnership Ltd/Vostock Photo

Это событие было похоже на сказку, тайную мечту многих художников. Но Вагнер не просто мечтал – он вполне отчетливо сформулировал свои пожелания о покровительстве со стороны какого-нибудь монарха в послесловии к изданию текста «Кольца нибелунга», вышедшем в начале 1860-х. И Людвиг II, бывший поклонником Вагнера с тех пор как «Лоэнгрин» в детстве перевернул его сознание, решил, что сможет удовлетворить эти пожелания.

Вагнер с радостью воспользовался приглашением и поселился при дворе в Мюнхене. То, что он, ранее выступавший против монархии, теперь пользуется милостями короля, композитора не смущало: Вагнер всегда действовал стихийно, словно бы забывая, что делал еще вчера. Людвиг II не просто оплачивал счета и долги композитора: между Вагнером и 18-летним королем установились отношения гуру и ученика. В письмах к друзьям Рихард восторженно писал об уме и талантах своего покровителя и настойчиво требовал от друзей немедленно бросить все дела, чтобы составить ему компанию в Мюнхене.

Некоторые так и сделали, например, Ханс фон Бюлов, ставший придворным капельмейстером Людвига II. За два года, что Вагнер провел в Мюнхене, прежде чем его судьба совершила очередной крутой поворот, он успел основать «Новую школу музыки», поставил «Летучего голландца» и «Тангейзера». А вот с «Тристаном и Изольдой» было все не так просто. Подготовка к премьере шла тяжело, а когда она все-таки с триумфом состоялась, после четырех спектаклей внезапно скончался исполнитель роли Тристана Людвиг Шнорр. Эта смерть послужила поводом к слухам о нечеловеческих нагрузках, на которые Вагнер обрекает своими партитурами бедных певцов. Сам композитор, потрясенный случившимся, даже заявил: постановок «Тристана» больше не будет никогда.

Хейтеры и поклонники

Не только сам Вагнер мыслил себя фигурой космического масштаба – у его «музыки будущего» хватало поклонников, создавших вокруг беспокойного композитора настоящий культ.

Одно время ярым вагнерианцем был молодой философ Фридрих Ницше, поверивший в концепцию музыки будущего и развивший ее в работе «Рождение трагедии из духа музыки». Но он охладел к мэтру, когда понял, что тот использует его как своего очередного пиар-агента.

Карикатурный портрет Вагнера на обложка журнала «Эклипс», 18 апреля 1869 Photo 12/Vostock Photo Вагнерианской партии противостояла многочисленная армия критиков, откровенно смеявшихся над амбициями Вагнера и разносивших каждое его произведение в пух и прах. В 1877 году, при жизни композитора, критик Вильгельм Таперт издал книгу «Вагнеровский словарь», в которой собрал цитаты из множества статей разных авторов, писавших о нашем герое. Чего там только нет: какофония, надувательство, грубость, безвкусица, жестокость. Даже придуманный Вагнером термин «музыка будущего», который он применял прежде всего к своим сочинениям, немецкие критики употребляли с издевательским оттенком.

В отличие от многих творческих людей, привыкших тихо страдать от уничижительных рецензий, всегда готовый к перепалкам Вагнер охотно вступал с критиками в споры, стараясь подавить их напором и красноречием. Особо неугодных оппонентов он называл евреями – антисемитизм Вагнера невозможно было скрыть никаким псевдонимом.

Снова в изгнании

Хорошо знавшие композитора люди понимали, что идиллия при дворе Людвига II не затянется надолго и что Вагнер в очередной раз не сможет избежать искушения перепилить сук, на котором так комфортно расположился.

Вагнер настроил против себя многих придворных и влиятельных баварцев, и без того недовольных тем, какое положение он занял при монархе, и суммами, которые казна тратила на композитора. Переоценив силу своего влияния, Вагнер начал плести интриги с целью устранить недоброжелателей, прежде всего личного секретаря короля Пфистермейстера и премьер-министра фон дер Пфордтена. В итоге ему пришлось устраниться самому, после того как Пфордтен собрал четыре тысячи подписей под прошением удалить Вагнера из Мюнхена ради сохранения мира в королевстве. На Людвига II давили и члены королевской фамилии. Вагнеру пришлось с позором удалиться, хотя ученик-самодержец и продолжил помогать ему финансово.

Вагнер с женой Козимой, композитором Листом и либреттистом Гансом фон Вольцогеном Sunny Celeste/Vоstock Photo И все же отношения между молодым монархом и композитором со временем портились: последний, обиженный «предательством», держал себя дерзко, не отказываясь, разумеется, от присылаемых денег. Людвиг же замечал, что его гуру не такой идеальный, как казалось прежде. Короля потрясло, что Вагнер вынудил его дать ложную клятву, публично поручившись, что Рихард не крутит роман с Козимой, супругой фон Бюлова, поскольку об их незаконной связи судачил весь Мюнхен. А роман, как оказалось, был: еще одна иллюстрация отношения Вагнера к друзьям и благодетелям. «В своих творениях он возвышен, в своих поступках – низок», – обронил фон Бюлов, до последнего веривший, что жена и товарищ не наставили ему рога.

Резиденция в Байрейте

Козима была не только супругой фон Бюлова, но и дочерью еще одного верного друга Вагнера – Ференца Листа. Она была младше Вагнера на 24 года. В 1870-м они поженились, и Козима, будучи не менее честолюбивой, чем ее второй муж, приложила много усилий для создания образа Вагнера как великого и непогрешимого гения, которого стараются придерживаться немецкие биографы.

Рихард Вагнер с сыном Зигфредом Lebrecht Music Arts/Vostock Photo

Несмотря на некоторое разочарование в кумире, именно Людвиг II был тем, кто закрывал финансовые дыры нового масштабного проекта Вагнера, увенчавшего его неспокойную жизнь: строительство театра и организацию фестивалей в баварском городе Байрейте, выбранном композитором в качестве резиденции.

Вообще-то Вагнер рассчитывал собрать средства краудфандингом, выпустив тысячу дорогих патронатных билетов. Но многочисленная армия поклонников-вагнерианцев покупала билеты вяло, и раскошеливаться снова пришлось королю.

Первый байрейтский фестиваль состоялся в августе 1876-го, через три года после изначально намеченной даты. Следующий прошел через шесть лет. К тому времени Вагнер завершил свой последний крупный труд – музыкальную драму «Парсифаль», которая, по его завещанию, не должна была исполняться нигде, кроме Байрейта.

Незадолго до смерти композитор нашел партитуру одного из своих первых сочинений, Симфонии до мажор, которую почти полвека считал утраченной, и исполнил ее вновь, как подарок на день рождения жене Козиме, находясь в это время на отдыхе в Венеции. Так словно бы замкнулся круг. Вагнер готовился праздновать 70-летие, но его беспокоили сердечные приступы, участившиеся в Венеции. И 13 февраля 1883 года композитор умер от инфаркта.

Его верный ученик и меценат Людвиг II пережил учителя всего на три года, утонув в озере вскоре после того, как его объявили сумасшедшим и отстранили от власти. Истратив изрядные суммы на своего кумира, он затем едва не разорил казну окончательно, взявшись строить масштабные сказочные замки, конечно же, под влиянием творчества Рихарда Вагнера.

В Австралии отметили столетие Булата Окуджавы

Аудио возможности для Поэтов и Писателей.

Певица Ольга Бузова перепела песню "Show Must Go On" группы Queen

Балерина Анастасия Волочкова села на шпагат на Мальдивах

Новости тенниса


ATP

Российский бизнесмен обвинил Алькараса в договорных матчах. Он направил письмо в ATP



Все новости по теме на сегодня

Рихард Вагнер в новостях



Каков скандал. Катя Гордон режет правду матку про Анастасию Волочкову

Певица Орбакайте оценила отмену концертов в России фразой Пугачевой

Производственные площадки АО «Желдорреммаш» в апреле посетило более 4700 школьников и студентов

Голос на исходе // Bon Jovi отметили 40-летие фильмом о себе


Музыкальные новости

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Барды

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


WTA

Соболенко и Швентек сыграют в финале турнира WTA в Мадриде





Россия и Дети: театр кукол Ульгэр в Бурятии покажет концерт-представление "Вальс Победы"

Полина Гагарина опровергла «уход на пенсию» и рассказала о новом рубеже

Балерина Анастасия Волочкова села на шпагат на Мальдивах

Культура России: как прошёл конкурс бурятского языка для детей в Бурятии?



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Мода

Доля свободных площадей в ТЦ Москвы к лету может сократиться до 6 процентов



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости