Послушайте сегодня: «Полёт валькирий» Рихарда Вагнера
Погибая в битве, скандинавский воин мог быть уверен, что валькирия на своём летающем коне унесёт его туда. Учитывая гибель стольких героев, валькирий должно было быть много, и их действительно было не менее 25.
Их звали Брюнхильда, Гейронуль, Гейрскогуль, Голл, Гондуль, Гунн, Гуф, Херфьотур, Хервор, Хильда, Хлатгуф, Хлокк, Христ, Мист, Олрун, Рандгрит, Ратгрит, Регинлейф, Сигрдрифа, Сигрун, Скеггйольд, Скогуль, Скульд, Свава и Трут.
Валькирии Вагнера
Вагнер сократил число валькирий до девяти и сделал одну из них героиней своей масштабной оперной тетралогии «Кольцо Нибелунга». Брюнхильда превратилась в Брунгильду, и так родилась немецкая опера с рогатыми шлемами и массивными нагрудниками.
«Полёт валькирий» открывает третий акт второй музыкальной драмы «Кольцо Нибелунга» — «Валькирия». Во втором акте персонажи Зигмунд и Зиглинда стали любовниками, бросив вызов закону, который должен был разлучить их. (Зиглинда замужем и она сестра-близнец Зигмунда). Поскольку в Вальхалле правят боги, эти двое должны быть наказаны. Исполнение наказания выпадает на долю Вотана, который сочувствует влюблённым, но подчиняется воле богини Фрики, покровительницы брака. В конце второго акта Зигмунд и Зиглинда умирают.
Третий акт открывается полётом валькирий, мчащихся по небу на своих диких конях-духах, увозящих павших героев в Вальхаллу. Восемь из них прибывают, ожидая свою сестру Брунгильду. Но Брунгильда появляется не с воином, а с Зиглиндой. Разгорается борьба за смысл любви, которая окрасит всё остальное действие в «Кольце Нибелунга».
Восхождение героев
Популярность «Полёта валькирий» выходит за рамки музыкальной драмы Вагнера. Это произведение неизменно исполняется симфоническими оркестрами как на концертах, так и в популярных сериалах.
Произведение открывается группами коротких, быстрых, восходящих партий струнных, сопровождаемых длинными, напряжёнными трелями верхних деревянных духовых. Фаготы и валторны вводят характерный ритм, который ляжет в основу знаменитой мелодии, исполняемой валторнами на 0:21.
Всё дело в ритме. Вагнер написал на немецком языке над первым изложением мелодии:
«Сделайте резкие и чёткие акценты на протяжении всего».
Размер — 9/8, так называемый сложный ритм, создающий ощущение широкой трёхдольной структуры. Это тяжёлая музыка, как и подобает воительницам, закованным в доспехи, на боевых конях.
Мощная мелодия развивается и на 1:17 переходит в тихую фазу, которая почти сразу же сменяется возвращением героической темы. Тишина и громкость чередуются, пока на 2:59 всё не начинает повторяться.
Послушайте, это просто великолепно!