Якубович: "Муниципальные выборы в Москве: главный соперник оппозиции – она сама"
На сегодня уже несколько политических сил объявили о начале муниципальной кампании. Это видно и по сообщениям в прессе, и по упоминаниям в новостных каналах, и по повышению активности пользователей в соцсетях. Политологи внимательно следят за активностью политических партий и движений, предлагая свои обзоры и прогнозы. В 2022 году выборы пройдут в 125 внутригородских муниципальных образованиях Москвы: в 124 муниципальных округах «старой Москвы» (кроме Щукино) и в городском округе Троицк.
Основные тенденции будущей кампании
В разных частях Москвы электоральная картина разная. Однако можно отметить несколько тенденций подготовки к будущим выборам:
- Кампания будет намного более технологичная, чем в 2017 году. К этому располагают и появление новых политтехнологий, и развитие цифрового инструментария для ведения кампаний, и привлечение внимания к выборам молодёжи из нового поколения Z, совершенно иначе относящихся к электоральным процессам, чем привыкли в классике. За этот слой электората будет значительная конкуренция.
- Конкуренция будет более серьёзная и в связи с повышенным вниманием к ней как со стороны властей, так и оппозиционных партий (напомню, в 2023 году - выборы Мэра Москвы, и многие партии стремятся охватить как можно больше округов для прохождения муниципального фильтра - требуется 110 подписей муниципальных депутатов для выдвижения своего кандидата).
- На выборах будет применен инструмент ДЭГ (дистанционное электронное голосование), показавший себя неоднозначно на предыдущих электоральных циклах. В частности, в Москве результаты выборов в ГД – 2021 многими поставлены под сомнение ввиду резко отличающихся результатов в традиционном формате на участках и онлайн-голосовании.
- Выявились явные лидеры на политическом поле Москвы. Прежде всего, это «Новые люди», объявившие раньше всех о начале кампании, запустившие образовательную платформу и ведущие подготовку кандидатов во всех округах Москвы. Пожалуй, это будет наиболее интересный актор, уже проявляющий себя достаточно агрессивно в электоральном поле.
Вторым игроком является Максим Кац и их совместный с Ильёй Варламовым фонд «Городские проекты». Их тактика не столь агрессивна, и не покрывает все округа. Однако в тех из них, где есть электоральный потенциал фонд уже ведёт активную работу.
Триумфатор предыдущих муниципальных выборов партия «Яблоко» ведёт себя достаточно вяло. По всей видимости, на это оказали влияние последние конфликты внутри и вокруг партии, которые ослабили и московское отделение, и в целом атмосферу внутри.
«Левый фланг» также показал разрозненность. Единого центра кристаллизации здесь нет. Проблемы у Московского отделения КПРФ начались сразу после последних выборов в ГД: история с лосём и лидером Московского отделения В.Ф. Рашкиным внесла сумятицу и вызвала децентрализацию (а по сути размывание) усилий по продвижению своих кандидатов на муниципальных выборах в Москве.
Наконец, «Единая Россия» не особо щедра на новости. Подбор кандидатов по старинке введётся в закрытом формате встреч в префектурах и управах. Среди кандидатов лояльные общественные советники управ, председатели советов ветеранов. Работников и руководителей бюджетных учреждений, скорее всего, будет меньше. Это обусловлено большой нагрузкой на них по основному месту работы. Кроме того, есть сведения о том, что муниципальная кампания у единороссов в этом году будет гораздо более технологична, чем в 2017. Для этого в столицу стягивают политтехнологов из регионов, а значит для этого, скорее всего, выделено достаточно ресурсов.
- Эти выборы пройдут под лозунгом «Люди важнее», именно такой хэштег взяла в качестве основного одна из политических партий. В этот месседж вкладывается многое. И фокус на интересах граждан, и то, что конкуренция будет не только среди кандидатов, но и за кандидатов. И от того, какие условия сильным и избираемым кандидатам предложат партии, зависит их решение выдвигаться.
При этом избиратель проголосует, скорее всего, за конкретных людей, а не за партийные бренды. Это в принципе характерно для муниципального уровня выборов. Ведь именно к конкретному человеку, а не к партии, жители будут обращаться с просьбой помочь вывезти снег, починить крышу, наладить уборку в подъезде, помочь с капремонтом или благоустройством двора.
- Нынешние выборы встраиваются в чёткий вектор трансфера власти, заданного несколько лет назад. Контроль властей над политическим полем усиливается, чтобы минимизировать уровень непредсказуемости и устранить неопределённость. Ближайшие три года в политическом смысле окажут серьезное влияние на процессы.
Статус столицы делает Москву объектом пристального внимания федеральных властей. После выборов 2022 года её ожидают выборы Мэра в 2023 году. Сможет ли нынешний мэр Собянин баллотироваться на третий срок, пока непонятно: попытки внести соответствующие изменения в закон не закончились ничем. Однако не значит, что этого не произойдет.
В 2024 году весной должны пройти президентские выборы, а следом, осенью, - выборы в Московский парламент. Опять же неясно, ожидается ли выдвижение кандидатуры действующего Президента на новый срок, что является предметом дискуссий и триггером для многих политологов. Ясно одно: муниципальные выборы 2022 года в Москве являются стартом наиболее существенного для российской политики электорального цикла.
Сохранят ли мандаты нынешние независимые муниципальные депутаты
Надо сказать, что далеко не все действующие депутаты стремятся сохранить свои мандаты на будущих выборах.
Во-первых, на депутатов, даже муниципальных, распространяется целый ряд ограничений, касающихся пассивного избирательного права, а также установленных законодательством о противодействии коррупции (ст. 12.1 273-ФЗ). Это и ограничения на определенные виды деятельности, и обязанность предоставлять сведения о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера и банковских счетах, и многие другие.
Для глав, работающих на постоянной основе, этот перечень еще шире. При этом зарплату депутаты не получают (им только компенсируется проезд на общественном транспорте и приходят поощрения из расчёта в среднем 17,4 тыс. рублей на депутата в месяц). А зарплаты глав муниципальных образований далеки от рынка при тех требованиях к компетенциям, которые нужны на этой должности.
Другими словами, одни обязанности и никаких прав. Ни морального удовлетворения, ни материального.
Во-вторых, независимые депутаты все время находятся на острие атаки. С одной стороны, на них давят власти, чтобы заставить в каких-то вопросах принять их сторону. С другой – жители, которые тоже достаточно требовательны, и постоянно напоминают об обязанности депутата «слушаться» жителей и принимать только их позицию, даже если у их соседей иная, своя, позиция. Сохранять самообладание и балансировать интересы- занятие, порой, достаточно затратное для нервной системы.
В-третьих, есть накопленная усталость. Как я уже говорил, зарплату депутатам не платят, ограничений и обязанностей - масса, власти давят, жители постоянно чего-то требуют. Когда нет ни моральной, ни материальной мотивации, сложно продолжать. Поэтому не думаю, что многие из муниципальных депутатов будет держаться за свои мандаты. Не говоря о том, что сложившиеся на политическом поле условия будут столь же благоприятными как в 2017 году.
Однако это не повод опускать руки. Сменяемость – один из важнейших принципов организации публичной власти, который позволяет не замыливаться глазу, не реплицировать ошибки, а постоянно совершенствовать процессы и процедуры принятия решений. А амбициозных, мотивированных и энергичных людей достаточно много, и это значит, при определённых условиях нынешних депутатов будет кому заменить. Но для этого необходим ряд условий.
Кто же основные соперники
Как упоминалось выше, на сегодня уже несколько оппозиционных политических сил заявили о своих притязаниях на мандаты московских муниципальных депутатов.
Это молодые и технологичные «Новые люди», не менее технологичные, однако полагающиеся больше на урбанистическую повестку «Городские проекты», традиционно собирающее голоса сторонников свободы и прогресса «Яблоко», и, наконец, многочисленные левые, среди которых как представители КПРФ, так и самостоятельные субъекты вроде Михаила Лобанова и Александра Замятина, Юлии Галяминой, Марины Литвинович, Самсона Шоладеми, которые собирают свои команды на приоритетных для них территориях (по всей видимости, готовясь к выборам в Мосгордуму 2024 года).
Тем не менее, отвечая на вопрос, кто же будет основными соперниками на муниципальных выборах, я бы назвал двоих: первый – это власть, второй - сама оппозиция. Так же как в спорте, главный соперник спортсмена – это он сам.
Власть будет всячески пытаться с помощью различных инструментов, включая ДЭГ, черный PR, силовые методы (уголовные дела, навешивание ярлыков о связи с признанными нежелательными и экстремистскими организациями) не допустить победы оппозиционных кандидатов на выборах.
И дело не в том, что независимые муниципальные депутаты начнут вдруг контролировать распределение расходов бюджета на благоустройство или не принимать отчеты глав управ. Дело в принципе.
В преддверии серьезных трансформаций в политическом поле допускать создание единой политической силы, способной стать действенным субъектом влияния на политические процессы – неприемлемо для власти. Следовательно, чиновники и их технологи пойдут на всё, чтобы ограничить вхождение независимых кандидатов в московские советы.
Задача властей – размыть голоса избирателей, столкнуть, перессорить оппозиционные силы между собой и не допустить их объединения на единой платформе, как частично произошло в 2017 году.
Что касается оппозиции, то знаменитая карикатура Ёлкина «Оппозиция штурмует власть» тонко, но точно описывает, что происходило в российской политике в последние 20 лет. Для оппозиционных политиков главным соперником являются они сами. И единственным шансом «перебить» ДЭГ, политтехнологии и ресурсы власти – это объединиться.
При этом никто не говорит об идеологическом объединении – это невозможно. Но скоординироваться, чтобы поделить округа, развести кандидатов, договориться заранее о голосовании по главам муниципальных образований на случай победы независимых кандидатов – вполне выполнимая задача. Решение её зависит от нескольких факторов.
Первое - уровень доверия и готовности доверять политическим оппонентам.
Второе – уровень договороспособности, умение договариваться и учитывать интересы оппонентов.
Третье – готовность держать слово и выполнять взятые на себя обязательства.
Наконец, четвертое, умение - соизмерять амбиции и имеющиеся ресурсы.
Власть понимает это и будет всячески бить в эти четыре точки.
Предыдущие выборы показывали, что удавалось это власти без особых усилий. Провокации, обман, война компроматов, словом, принцип «разделяй и властвуй» в действии.
То, насколько в этот раз власти удастся перессорить оппозицию и зависит успех обеих сторон на предстоящих муниципальных выборах, которые состоятся 9-11 сентября 2022 года.
Не пропустите, возможно, эти выборы станут последними, когда что-то можно изменить или хотя бы удержать.
Читайте моё интервью на эту тему в Московской газете и комментарий изданию RIDUS.
Чтобы быть в курсе муниципальной политики и новостей о муниципальной кампании - 2022 в Москве, подписывайтесь на мой telegram-канал