Муниципальный депутат Якубович: ценности – предмет общественного договора, а не навязывания сверху
Глава Тверского района оценил инициативы по внедрению патриотического воспитания в школах Подмосковья
В Подмосковье в школах появятся советники по патриотическому воспитанию. Начали с Одинцовского городского округа, где таковые работают уже в 8 школах.
Новые советники будут отвечать за внеурочную деятельность, придумывать культурные и спортивные мероприятия. Их основная задача - "сопровождать ребенка на пути его взросления, сформировать уважительное отношение к окружающим".
Хочется напомнить, что в настоящее время этим занимаются заместители директора по воспитательной работе. Однако, как говорят чиновники, объем отчётности не позволяет им заниматься полноценно творческой деятельностью, поэтому новые замполиты советники возьмут это на себя - так же, как в советское время этим занимались пионервожатые.
Оглядка на СССР в общем образовании сейчас стала тенденцией. В социальных сетях и в комментариях то и дело возникают ностальгические высказывания и сожаления о «разрушении советской школы». Однако давайте посмотрим на мир вокруг.
Изо всех утюгов мы слышим о шестом технологическом укладе и четвертой промышленной революции. О цифровом прорыве, искусственном интеллекте. Но почему-то в образовании думаем о возврате к прошлому, а не о движении вперёд: о профориентации школьников, о проблемах буллинга, которые могут приводить не только к моральным страданиям (и у меня есть такой пример в практике), но и к гибели школьников. О приобретении гибких социальных навыков, развитии эмпатии и сострадания.
Вполне вероятно, что практика внедрения школьных советников по патриотизму связаны с совершенно обоснованно отозванным буквально вчера проектом Указа Президента о традиционных ценностях, который разработан для борьбы с «культом эгоизма, вседозволенности, безнравственности». Но очевидно, что все эти «культы» не побеждаются Указами Президента и силами неких «советников» или, говоря, по-советски, пионервожатыми. Вообще, сама по себе декларация ценностей в нормативном правовом акте – абсурд.
О ценностях можно говорить, договариваться, обсуждать, но не устанавливать в законе, фактически навязывая ценностную доктрину сверху. Общество не может регулироваться насилием. Оно само должно вырабатывать доктринальные направления собственного развития, а власть – лишь способствовать этому.
Привязанность к государству, к окружающим людям, ответственность за принимаемые в нём решения устанавливаются не Указами президента. Это формируется естественным путём.
С одной стороны, через повышение уровня доходов и качества жизни людей, чтобы они не смотрели за пределы нашей страны, ища более приемлемые условия для жизни. Здесь идёт речь и о терпимости, и о возможностях самореализации, и об отсутствии давления со стороны силовиков, и о свободном ведении бизнеса, и об отказе от иррационального милитаризма.
С другой стороны – через вовлечение граждан в принятие решений и разъяснение, почему те или иные решения принимаются.
Вместо этого, выстраивается жёсткая вертикаль власти, ликвидируются основополагающие принципы местного самоуправления, которое является основой конституционного строя России, как и любого демократического государства. Внедряется вредная концепция государства-убера, когда человеку должно все равно кто отвечает за публичные дела. Грубо говоря, за те государственные и муниципальные услуги, которые оказываются. Такая концепция убивает инициативу снизу, снижает ответственность граждан за управление территорией, на которой они проживают.
Что касается общего образования, то есть такой инструмент, как школьное самоуправление. Для общественно-государственного управления есть Управляющие советы, которые отвечают за выработку стратегических направлений развития образовательных учреждений. Достаточно сделать их работу эффективной и действенной, отдать полномочия решать самостоятельно силами родителей, педагогического коллектива, самих школьников, как именно выстраивать работу во внеурочное время. Тем самым и экономя расходы на эту деятельность, и вовлекая самих граждан в решение локальных вопросов.
К сожалению, навязывание, которое почти всегда встречает сопротивление – единственный на сегодня инструмент управления. То самое навязывание, с которым, якобы, власть и борется.
Ссылка на первоисточник: https://mosvedomosti.ru/2022/02/15/оглядка-на-ссср-в-образовании-стала-т/