Юлий Ким: Из сумасбродства моего вдруг возникает чей то лик

Mospravda.ru
379

Сегодня исполняется 85 лет замечательному поэту, драматургу, основоположнику бардовского движения в СССР, лауреату литературных и музыкальных премий и  Лауреату Государственной премии имени Булата Окуджавы Юлию Киму.

Юлий Черсанович – автор стихов к любимым зрителями  фильмам «Бумбараш», «Обыкновенное чудо», «Про Красную Шапочку» и многим другим. Он  работает в соавторстве с  лучшими композиторами нашей эпохи  В. Дашкевичем, Г. Гладковым, А. Рыбниковым, всего же в его фильмотеке — свыше пятидесяти названий.

— Юлий Черсанович, листая страницы вашей непростой биографии, поражаешься тому, насколько  удивительной она оказалась. Ваш прадед, священнослужитель,  лично крестил будущего маршала СССР  Георгия Жукова. Вы родились в семья переводчика с корейского  и учительницы русского языка. Сам вы, коренной москвич, окончив историко-филологический факультет Московского педагогического института, по распределению оказались на краю земли, на  Камчатке.  Ну, не удивительно ли все это?

— Да, я шел разными стезями и на каждой случалось что-то особенное. Если говорить о стезе профессиональной, которую мне обеспечил диплом педагогического института, то этот мой путь простерся на девять лет, а потом внезапно оборвался. Не по моей вине.  В школе в  поселке Ильпырский на  Камчатке я ведь был очень увлеченным преподавателем русского языка и литературы. Русский язык был позарез необходим ученикам вечерней школы, в которой я  преподавал.

— В одном из интервью ваш друг Сергей Никитин назвал вас «человеком пушкинской пробы», заявив, что ваш язык «восходит к XIX веку», что  за вашей легкостью — «огромная работа над собой, над литературным материалом», и что «трудно найти в современной авторской песне более русского поэта, чем Ким».

— Это, скорее,  делает честь Сергею Никитину, который на самом деле сильно преувеличивает мои заслуги. Но русский язык я действительно очень люблю, и  когда что-то сочиняю, то иногда это получается недурно.

— Два десятка сборников, десятки пьес и сценариев фильмов, каждый из которых стал популярным еще при существовании СССР. И при этом ваше имя стоит  в одном ряду с участниками диссидентского движения в СССР, ваши песни чаще всего звучали в компаниях физиков-диссидентов, близких к кругу Сахарова?  Как эта официальная и неофициальная стороны вашей жизни совмещались?

—  Ну, на самом деле, я был вхож в те же самые дома, что и Высоцкий, и Галич, и Окуджава, хотя сам-то слышал свои записи там далеко не так часто. Что  касается круга физиков,  то эти ребята действительно были в курсе некоторых деталей моей биографии. С 1965  года по 1968 год я преподавал литературу, историю и обществоведение в лицее при московском университете для одаренных физико-математически детей. Вот там было очень много гитарных концертов, ну, а потом еще последовали  аудитории Дубны и Обнинска.

— Очень  многие  авторы — литераторы и композиторы — говорили в свое время о кино, лишь как  о возможности заработка, а не как об арене, где могла бы прозвучать серьезная музыка. А вы кино всегда вспоминаете очень радостно…

— Когда я думаю о том, кто из бардов оказался ближе всего к театру и к кино, то понимаю, что объективно стою в этой области на первом месте. Меня  в отличие от многих тянуло к театру с молодых ногтей. Хотя в институте от этой истории я был далек, несмотря на то, что учился с Петром Фоменко, который всячески пытался вовлечь меня в драмкружок. Но в те времена мои  увлечения лежали в плоскости стихотворного творчества. В институте мои песни были  еще подражательными, но тяга к  театру уже была. А на Камчатке сцена местного клуба оказалась в моем полном распоряжении, и я  был сам себе и режиссером, и композитором, и певцом, и автором текстов. Сам себе был театром. И вот тут-то меня потащило в театр со страшной силой. Поэтому вернувшись в Москву, я со своими учениками-вундеркиндами – физиками и математиками, частенько отвлекался на пляски и  песни. Эти постановки показывались в МГУ на Ленинских горах, а туда, между прочим, вся Москва съезжалась посмотреть представления.

Потом меня в кино позвали сочинять песни. А затем и Пётр Фоменко позвал сочинить столько номеров, сколько я захочу, в его спектакль  по Шекспиру. Я  согласился и уже прочно вступил на театральную дорогу.

Фото автора

К тому же мне в этом  очень помогла в свое время… Госбезопасность. Я, работая в школе, не забывал сражаться за права человека, подписывал всякие петиции. Лично знал шестерых из восьмерых людей, участвовавших в демонстрации  на Красной площади 25 августа 1968 года, выражавших протест против введения в Чехословакию советских войск СССР. Хотя сам и не выходил с требованием, потому что не считал это целесообразным, но время показало, что исторически эти ребята оказались правы.  А поскольку все знали, что я был близок к диссидентским кругам, то  в какой-то момент меня вызвали «наверх», к начальству, и сообщили, что в моих педагогических услугах школы больше не нуждаются. Так в 1968 году мне было отказано от педагогической деятельности навсегда. Чтобы не подводить хорошее учебное заведение, в котором я работал, я написал заявление об уходе по собственному желанию. Позже меня позвали  уже на самый верх Лубянки, и вот там-то я  спросил: «А чем тогда я могу зарабатывать себе на хлеб?» Ответ последовал неожиданный: вы  же работаете в кино и театре,  и тут мы вам не препятствуем. Это с их стороны был очень точный ход: писать для кино и быть диссидентом  было взаимоисключающими явлениями.  Потому что, являясь членом съемочной группы или творческого коллектива, подписывать воззвания против — означало подставлять  работу товарищей под удар.

Должен вам сказать, что  Госбезопасность в те годы с меня глаз не спускала.  Лубянка смотрела, чтобы я тайком ни в чем не участвовал. На этом фоне редактура в театре и кино выглядела очень либерально: иногда они просили что-то снять, но все же это была не Лубянка. Вот таким образом в 1968 году я стал твердо на путь сотрудничества с кино и театром,  и остаюсь на этой дороге по всей день. Я, по сравнению с остальными бардами, наиболее плотно связан с этой областью.

— Что вы сегодня пишете?

— У меня произошло то, что  в свое время произошло с писательницей Диной Рубиной, которая стала маститым беллетристом, мощно и профессионально внедряющемся в  ту или иную область нашей жизни, в результате чего возникали  ее многостраничные романы. Последние несколько десятилетий я главным образом занимаюсь  созданием либретто для мюзиклов. Московской театр Оперетты,  некогда взявшись ставить иностранные мюзиклы, плавно перешел на отечественные. Либретто многих мюзиклов, которые они поставили, написаны мною, в их числе «Граф Монте-Кристо», «Граф Орлов», а потом был еще и очень рискованный мюзикл к произведению Толстого «Анна Каренина». Мюзиклы  ведь не обязательно  должны быть веселыми. Вспомните «Иисус Христос Суперзвезда», который много десятилетий идет в Театре имени Моссовета.

Было и «Доходное место» по Островскому  на прекрасной музыке Геннадия Гладкова в постановке Валерия Архипова – всё это лихо, в блеске, с размахом.

А были у вас ситуации, когда что-то не получалось?

— Такие этапы случаются у всех: берешься, и не получается. Но потом проходит время, берешься снова, и получается. Сегодня с улыбкой вспоминаю свою первую неудачу, связанную с Театром на Таганке. Я уже был знаком с Юрием Любимовым, сам ему предложил некий сюжет, ему идея понравилась. Я уселся за стол, три дня вертел ручку в руках, менял листы на столе и понял, что не понимаю, как к этому материалу подступиться.

Затем меня пригласили в театр Советской Армии сделать внутри инсценировки «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» по  Курту Воннегуту новеллу «Золушка» в окопном варианте. Там рассказывается, как пленные англичане разыгрывали сюжеты со всеми присущими военному времени  грубостями. Типа «Бьют часы,  едрена мать, надо с бала мне бежать». Это еще очень мягкий вариант. Вот по этим двум строкам мне было предложено в окопном варианте восстановить новеллу «Золушка» на 20 минут. Я восстановил, и на этом примере понял, как оно делается, познав на практике некие тонкости, мудрости и законы.

Затем была моя первая самостоятельная пьеса для Театра Советской Армии.  Разыскав сюжет про «Чудо-юдо я и так победю»,  сочинил сказку в два акта, поучилось  прелестно, но в театре пьеса не пошла. Но зато ее экранизировал Юзовский, сняв позже  фильм «Раз, два – горе не беда!»

И тогда я решил ерундой  больше не заниматься, а с размахом взяться сразу за что-то великое. Написав на листе название «Профессор Фауст», я честно сочинял пьесу, на четыре действия  ушло 5 лет. Первый акт написал в 1975-м, последний закончил  в 1979-м. И отправился снова на Таганку, читать.  Владимир Высоцкий ушел из зала после прочтения мною первого акта, Любимов дипломатично дотянул до конца второго.

Фото со страницы Юлия Кима в Facebook

— Смешно и грустно. Юрий Черсанович, какие люди серьезно повлияли на вашу жизнь?

— Ну, начнем с того, что  непосредственно игре на гитаре  меня учила тетушка, за что ей большое спасибо. Если говорить о таком понятии, как стиль, то здесь поработал не один человек, а эпоха, тусовка и моя компания, прежде всего, институтская. В эпоху оттепели сложилась та самая интеллигенция, которую потом назвали шестидесятники. Она обладала своим языком, самоиронией, взглядом на вещи, способностью сопротивляться несвободе. Вот эта компания со своим взглядом на мир и повлияла на меня необратимо. Так что я —  коренной шестидесятник. Хотя к шестидесятникам можно отнести таких разных личностей, как Галич, Любимов, Высоцкий, Окуджава. Родившиеся в разные годы, все они  — шестидесятники. На меня повлияли, конечно, Юрий Визбор, Пётр Фоменко, и вся наша институтская братия, которая очень по-разному проросла в  последующие годы.

— Вы живете между Москвой и Иерусалимом. А они, эти города, на вас влияют?

— Мною всецело владеет история России – и ее прошлое, и ее сегодняшний день, и ее будущее. Я нашей истории принадлежу со всеми потрохами. Принадлежу и по месту рождения, и по образованию, и по переживанию этой самой истории. Но, как ни странно,  Израиль  тоже на меня влияет, я там в какой-то момент пустил корни.  Эта страна поразила меня своей судьбой – прошлой и нынешней.  Я в армии ведь не служил по причине близорукости, и понятия «гражданский долг или защита Отечества» в моей жизни прошли по краю, мне никого не приходилось защищать с оружием в руках. А вот в Израиле я вдруг увидел  на улицах публику в военной форме, причем, это в основном были молодые люди, которые приезжали на побывку.  Эта страна всё время находится в состоянии перманентной войны, и когда начинается обстрел из Сектора Газа, израильское население «вскипает» мгновенно. Обсуждается поведение штабов, обсуждается то «куда правительство смотрит» — это часть  ментальности израильского народа.  Но когда начинает звучать поминальная сирена, где бы вы ни ехали, где бы ни находились, все люди встают. Останавливается движение, останавливается городской  транспорт. И я тоже встаю,  чувствую себя причастным к современной истории этой страны.

— А музыку каких бардов вы слушаете в свободное время для удовольствия, и  как  сегодня относитесь к домашним концертам в небольших компаниях, столь расхожим в семидесятые годы прошлого века?

— Я слушаю музыку Нино Рота, которую очень люблю. Если говорить о бардах, то у меня есть  любимые песни Булата Окуджавы, Володи Высоцкого, Миши Щербакова.

Что касается небольших аудиторий, так называемых «домашников», мне всегда там приятно выступать. Аудитория уже четко понимает, с кем  будет встречаться. Устанавливается особый  контакт между залом и исполнителем, который так ценил Окуджава. Домашники – это, как правило,  компания единомышленников, которая может соглашаться с тобой или нет, но в основном чувствует так же, как и ты сам.  И стоя перед такой аудиторией, всегда ловишь встречную волну. А когда исполнитель ловит встречную волну, то у него появляются крылья.

Елена Булова.

Главное фото с персонального сайта Юлия Кима

Сообщение Юлий Ким: Из сумасбродства моего вдруг возникает чей то лик появились сначала на Московская правда.

Супруга Басты рассказала о желании развестись в начале семейной жизни

«Жена»: Волочкова заговорила о тайной свадьбе с молодым любовником

Рэпер Моргенштерн исполнил песню "Группа крови" на Бали перед отъездом в рехаб

Зал "Зарядье" внёс изменения в концертную программу из-за болезни дирижёра Гергиева

Новости тенниса


Анна Калинская

Калинская: Я очень ждала Australian Open, но подхватила какой-то вирус



Все новости по теме на сегодня

Юлий Ким в новостях



Целует и прижимает к себе: Басков показал женщину, с которой он не расстается

Организация Презентации Книги.

Михаил Галустян вызвал обсуждения из-за сказанного Ольге Бузовой за кадром

Певица Акула тайно вышла замуж за композитора Бабаева


Rss.plus

Рок

Поп

Рэп

Классика

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Анна Калинская

«ПСЖ» согласовал переход Хвичи, Калинская снялась с Australian Open. Главное к утру





«С дробовиком не ходите»: под Пермью нашли улицу Курта Кобейна

Рэпер Моргенштерн исполнил песню «Группа крови» на Бали перед отъездом в рехаб

Баста, Агутин и "Ленинград" вошли в топ главных звезд корпоративного сезона

Производитель масла зашел в «Аркус» // ГК «Эфко» купила бизнес-центр в Москве под штаб-квартиру



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Жизнь

На 142% выполнен план обучения производственного персонала филиала «Северный» ООО «ЛокоТех-Сервис» в 2024 году



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости