Добавить новость

Башмет, «музыкант с темным прошлым»

«Сноб»
57
В Сочи завершился очередной, 14-й по счету, Зимний фестиваль искусств, который в столице Олимпиады проводят Юрий Башмет и его команда. В этом году по понятным причинам он мог бы не состояться. Но в последний момент праздник музыки и театра решено было не отменять. Более того, по словам организаторов, он прошел даже успешнее, чем обычно. Журналист Сергей Яковлев пообщался с Юрием Башметом на зимнем курорте и составил его портрет нынешнего времени
Фото: Георгий Пинхасов

Я пишу в телефоне фразу «Боюсь оказаться предвзятым» и отправляю в сообщения близкой подруге, с которой в Сочи каждый вечер мы ходим в Зимний театр вместо хинкальной «Белые ночи». Она сидит в том же зале, но с противоположной от меня стороны: все еще требуется соблюдать социальную дистанцию, и залы заполнять разрешается только наполовину, а это значит, что свободных мест рядом может не оказаться — ходить на концерты сейчас все равно что летать самолетом «Победы» без предоплаты за выбор соседних кресел. Вдобавок ажиотаж — все билеты проданы. На сцене — Евгений Миронов и Юрий Башмет. Два человека-бомбардировщика. Перед их удвоенной дозой таланта зритель сдается: быть непредвзятым у него не получается. Я пишу сообщение, потому что сложно сдерживаться — не шептать же на ухо незнакомой соседке о своих эмоциях. Сегодня вечером дают «Гамлета». Постановка Марины Брусникиной, сценография Ксении Перетрухиной. На месте самого затертого монолога становится страшно: «быть или не быть» Миронов произносит тихо, почти шепотом, с большими паузами, которые иногда заполняет такой же негромкий оркестр под управлением Башмета — играют Шостаковича. Он дважды брался за извечный шекспировский текст: в 1932-м для спектакля Вахтанговского театра и в 1964-м для знаменитого черно-белого фильма Козинцева со Смоктуновским в главной роли (тот «Гамлет» номинировали на «Золотой глобус»). Казалось бы, что неожиданного можно предположить теперь? Но Гамлет Миронова — Башмета становится как бы стримом в реальном времени: актер смотрит в зал через веб-камеру на крупном плане, иногда он разыгрывает текст и других героев, иногда — с авторскими ремарками, а хаотичные буквенные узоры на большом экране время от времени складываются в цитаты шекспировской пьесы, как ноты складываются в музыку, что звучит откуда-то из темноты вместе с голосом. «Дальше — тишина» — последняя фраза спектакля. Она произносится после смерти главного героя как своеобразный гимн, слоган. Зрители аплодируют стоя. Это премьера в Сочи.

Фото: Алексей Молчановский/Пресс-служба РКА
Фото: Алексей Молчановский/Пресс-служба РКА
Фото: Алексей Молчановский/Пресс-служба РКА

Не оставить после себя тишину Башмету очень важно. Зимний международный фестиваль искусств вместе с продюсерской командой в этих краях он проводит уже 14-й год подряд. Все начиналось с культурной олимпиады, к которой начали готовиться параллельно со спортивной, как только стало известно, что Сочи примет Игры у себя. «Боюсь ошибиться, но кажется, это самый успешный и мощный год для нас», — признается Юрий Башмет за разговором, будто не надеялся, что в пандемию сможет прогреметь. Аудитория успела изголодаться: год назад фестиваль уехал, и Зимний театр закрылся на изоляцию. Через год он открылся снова Башметом. Впору становиться постоянными резидентами. Тем более что в это время года логичнее ехать сюда, чем отсюда. «Я уже собиралась лететь в Петербург, — жалуется одна девушка другой в антракте, пока они стоят в очереди в буфет, — но увидела, что Абдразакова привезут, да еще и с солистками из Мариинки и Метрополитен-опера». Курортная столица страны вполне может притвориться культурной. А может быть, даже посоревноваться с ней. О том, что у Зимнего фестиваля искусств в Сочи есть амбиции замахнуться на славу Зальцбурга, открыто говорит директор фестиваля Дмитрий Гринченко, подтверждая, что в этом году мероприятие стало прибыльным, в первую очередь благодаря спонсорам и меценатам. У классической музыки всегда были свои покровители. Осталось только построить тут современный оперный зал вместо еще одного стадиона. 

Говоря современными терминами, на фестивале действительно разнообразный и плотный контент: каждый день минимум два мероприятия — на сцене Зимнего (где летом проводится «Кинотавр») и в зале органной и камерной музыки. Сборные концерты с участием иностранцев, опера, балет (в этот раз себя показывать приезжали ученики Вагановской академии из того же Петербурга), театральные постановки и открытые прослушивания начинающих музыкантов. Город-курорт сам собой начинает петь и играть на инструментах: это заметно и в подземных переходах, и на площадках у моря. Но как звучит современная классика, можно услышать только в финале конкурса молодых композиторов, который оказывается максимально любопытным. «Жду, когда появятся новые Шостакович, Шнитке и Губайдуллина», — говорит Башмет. В небольшом зале с постсоветским лоском проданы почти все места, хотя слушать такое неподготовленному уху тяжеловато. Кто-то из профессионалов шутит: «Кажется, так мучают кошек». Но иногда мучаются и музыкальные инструменты — расстраиваются от порой радикальных методов игры, — и сами исполнители. Звучит финал конкурса довольно авангардно, хоть и свежо, все находятся в состоянии поиска. «Обратите внимание: именитые мастера к концу жизни возвращались к истокам, начинали писать проще и доходчивее, — рассуждает маэстро. — Не обязательно быть подготовленным, чтобы слушать последние опусы Бартока. Осознанная простота, ясность — вот в чем мастерство». 

Фото: Алексей Молчановский/Пресс-служба РКА

Но и мастера когда-то были молодыми. Правда, возраст — понятие слишком условное. Внутренне Башмету не больше 25, и говорят по секрету, что на самом деле он и сейчас любит, когда ему предлагают послушать что-нибудь эдакое, а в своем желании экспериментировать он даст фору многим новичкам. Мало кто помнит, что начинал Башмет с собственной рок-группы, подражавшей The Beatles. «Альтист — это музыкант с темным прошлым», — шутит он теперь, имея в виду вечную невостребованность, если не сказать недооцененность, отсутствие успеха у этого специфического музыкального инструмента, который он освоил в совершенстве и не без труда. Он начинал играть на скрипке, чтобы не расстраивать родителей, и на альт перешел чуть позже. Постоянной и любимой его спутницей всегда оставалась гитара. До тех пор пока не распалась ливерпульская четверка и детский безоблачный мир не дал трещину. Джимми Хендрикс одаренному парню тогда по душе не пришелся, и он увлекся джаз-роком: такие группы, как Chicago или Blood, Sweat and Tears, первыми стали использовать духовые инструменты в конце 60-х. И Юра пытался играть во что-то похожее. Но во Львове, где тогда они жили с семьей, хороших инструментов было не найти и не у кого было набраться мастерства. А музыкальную школу надо было заканчивать, и в самом конце обучения на свой страх и риск юноша решил отправиться на Всеукраинский музыкальный конкурс, посвященный 100-летию Ленина, начал готовить программу для привычного уже альта, но это ему так быстро наскучило, что за четыре месяца подготовки он все поменял — стал фантазировать и увлекся импровизацией. В день конкурса оказалось, что он единственный альтист из всех претендентов на премию, а это нонсенс: пришлось соревноваться со скрипачами, он их всех обошел и заработал самые высокие баллы. Миф или сказка, которую обычно принято называть судьбой. «Я и сейчас иногда сожалею, что не играю джаз», — делится Башмет. В джазовый вечер на фестивале он выходит на сцену неожиданно для всех, шутит: «Представляете, как сложно саксофонисту в это нелегкое время играть в маске», — садится за рояль и наигрывает какую-то простенькую мелодию, а потом говорит ансамблю: «Теперь вы продолжите», — и завязывается сейшн.

«Я готов к любым экспериментам», — смело заявляет Юрий Башмет. Кто-нибудь знает, что он уже исполнял музыкальное произведение, написанное нейросетью? Конечно, его пришлось дорабатывать, интерпретировать, иначе выглядело бы примитивно, но это была уникальная музыка, не цитаты. Или что Башмет — поклонник спектральной музыки и осмелился однажды сыграть ее в Ярославле. Это сложное звуковое явление, суть которого в том, что каждая нота раскладывается на обертоны, из которых составляется музыкальный материал. Чтобы настроить оркестр — каждую струну по определенной частоте, — нужно минимум полчаса подготовки. Но «настроить» здесь — слишком правильное слово. Звучит это так, будто оркестр, наоборот, расстроили, и музыканты фальшивят. Но через какое-то время становится ясно, что это «стройная», систематизированная фальшь. После выступления в Ярославле тишина повисла на несколько минут. Юрий Абрамович стал разговаривать с залом: «Мы впервые исполнили произведение в такой манере, и вы стали свидетелями этой премьеры». И когда со второго ряда послышалось: «А нам понравилось!» — раздались аплодисменты.

— Как вы относитесь к рэпу? — спрашиваю я.

— Вы удивитесь, но я считаю Россини одним из его основоположников. В один предновогодний вечер мы играли в Филармонии, и мне захотелось пошалить — я попросил своего сына (Александра Башмета. — Прим. ред.) привести кого-нибудь из его друзей-рэперов. Россини написал одноактную оперу «Путешествие в Реймс», и мне захотелось сопоставить. В ней есть сцена, в которой глашатай на таможне вызывает туристов из разных стран и на одной ноте рассказывает о каждом, а на фоне звучит пианиссимо: «тара-ра-та-та-тирам, тара-ра-ти-та-тарам, тарари-та-та-ти-рам, тырырым». Это настоящий рэповский номер. И я попросил этого парня проделать что-нибудь свое. Получилось весело. 

Фото: Алексей Молчановский/Пресс-служба РКА

Неудивительно, что любой приглашенный музыкант за глаза называет Башмета рок-звездой. Он любит ломать стереотипы. На его дне рождения в Концертном зале имени Чайковского в этом году при полном аншлаге (концерт в день рождения и 31 декабря — традиция, которую не нарушают) все музыканты сыграли и спели Happy Birthday в самом конце, а потом спустились в ресторан. В свои годы он как будто бы не меняет образа жизни: много курит и может себе позволить выпить, особенно по праздникам или в честь закрытия фестиваля искусств (последние два года его стали проводить и в Москве во второй половине января, а потом сразу улетать в Сочи). Год назад мы сидели на веранде отеля с видом на море, когда закат уже начал спускаться, а в Зимнем театре вот-вот готовы были дать первый звонок, но без Башмета — у него был выходной. Поэтому мы продолжили сидеть до тех пор, пока остальные слушатели не стали уже возвращаться с балета. Теперь засиживаться не позволяет ни график, ни здоровье: в конце сентября 2020-го Юрия Башмета госпитализировали с  COVID-19, он пролежал в больнице чуть больше недели, вылечился и отправился на реабилитацию. Никто не может дать стопроцентной гарантии, что болезнь прошла бесследно. Только об этом он предпочитает не говорить. Жаловаться некогда. В период жесткой изоляции он объявил поддержку 50 музыкантам, пострадавшим от пандемии, когда концертная деятельность остановилась: исполнители должны были назвать дату отмененного концерта и гонорар, который ожидали получить, — Башмет его возмещал. 

Как только жесткие ограничения были сняты, он продолжил колесить по стране, но не только ради гастролей. Вот уже несколько лет Башмет создает сеть молодых и начинающих музыкантов и особенно одаренных забирает в юношеский симфонический оркестр, которым руководит: в каждом городе, где у него проходит концерт, утром он тратит часа два на прослушивания, куда может попасть любой. Изначально набрать планировали всего около 40 юношей и девушек от 12 до 20 лет, которые составили бы костяк Всероссийского юношеского оркестра, но в первый шорт-лист набежало аж 850 человек. В итоге решили, что у оркестра будет несколько составов, и выступать юные музыканты будут по очереди, исходя из занятости. Они не только выходят на сцену, как взрослые, но и играют так, что сложно поверить в их возраст. «Мне это просто нравится: сама я люблю разную музыку, мой папа джазмен, но здесь я могу открывать для себя другие возможности звука», — рассказывает за кулисами Полина Титова, единственная скрипка в белом платье. «Я не мог и представить себе, что окажусь на большой сцене рядом с Башметом, как взрослый артист. Это круто! Я готовился полгода. Можешь меня сфотографировать?» — просит Даниил Фурман, вундеркинд с контрабасом. А самое интересное — с ними вместе выходят выступать такие звезды, как скрипач Вадим Репин и оперная дива Аида Гарифуллина. Юрий Башмет подбирает программу для юных коллег самостоятельно и составляет ее так, чтобы можно было продемонстрировать диапазон: начинают они с какой-нибудь неоклассики, потом переходят к более привычным вещам, затем джаз и после — всякие эксперименты, иногда совсем неожиданные. В этот раз сыграли Metal Concert для электрогитары с оркестром: на авансцену выкатили два усилителя, поставили два стула, и к ним вышли два очевидных рокера в ободранных майках с разрисованными гитарами. Первую половину такого выступления зал слушал настороженно, молча или вздыхая иногда, но когда в третьей части оркестр стал вторить рокерам на равных, в зале зааплодировали и даже завизжали после, как положено. А закончился концерт неоспоримым хитом — «Болеро» Равеля. «Если б я знал, что рокеры будут выглядеть так и их тепло примет публика, я бы с самого начала договорился, чтобы кто-нибудь из них оставил мне свою гитару, и к концу “Болеро” я бы взял ее и наиграл несколько аккордов», — на следующий день после фестиваля сокрушается Башмет. Альтист и дирижер с темным прошлым.

Лоза назвал имена российских артистов, которым не место на сцене

Кто такой Юрий Григорович и почему его называют символом эпохи

Певец Элвин Грей едва не попал в ДТП из-за лопнувшего колеса на трассе М12

В Париже нашли украденный в 1988 году бюст с могилы лидера The Doors Моррисона

Новости тенниса


Анна Блинкова

Блинкова снова оступится в игре с полячкой? Френх — Блинкова: прогноз и ставка



Все новости по теме на сегодня

Юрий Башмет в новостях



Консультант Певца. Консультирование Певца.

Менеджер Песни. Менеджер Релиза Песни.

Певица Диана Арбенина призналась, что боится глубины

Моцарт vs. Шопен. Орган vs Рояль


Rss.plus

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


ATP

Янник Синнер проводит 50-ю неделю на вершине мирового рейтинга ATP





Шоу фриков и деградантов: эксперты оценили «Евровидение-2025»

"Бах и Моцарт" из цикла Битва Клавиров под величественными сводами Петрикирхе

«Чудо-песенка»: в Москве пройдет концерт к 100-летию со дня рождения Людмилы Лядовой

Купить Песню. Песни на продажу. Продажа песен.



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Мир

Знаменитая экскурсии в Египте оказалась фейковой: туристов водили не на ту достопримечательность, ошибившись на сотни километров



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости