Обходными путями. Юрий Башмет рассказал о культурных связях с Европой

АиФ
734

С известным дирижёром мы поговорили о записях, которые становятся «обвинительным документом», нашем месте в музыкальном мире и расписании гастролей, в которых теперь нет Нью-Йорка, но есть Сатка.

Из Америки не звонят, а Европа ждёт

Ольга Шаблинская, aif.ru: Юрий Абрамович, в прошлом году Россию на Западе активно «отменяли» – не пускали наших артистов и оркестры к себе, отказывались ехать к нам. А сейчас? Находятся смельчаки, готовые принять ваше приглашение?

Юрий Башмет: Всё зависит от обстоятельств и от человека. Например, один скрипач в Австрии пришёл в дирекцию заведения, где он работает, и сообщил, что его пригласили быть членом жюри Конкурса Чайковского. «Как-то это может отразиться на моём текущем контракте?» – спросил он. Ему ответили: «Что вы, что вы, никак! Только имейте в виду, что он в этом году заканчивается». Он сказал: «Понял».

– То есть мягко намекнули?

– Да просто нет слов! И он не приехал. Другой музыкант – из Германии – наплевал на все намёки, прилетел в Россию, а по возвращении его уволили.

Но есть, к примеру, немецкий дирижёр и пианист Юстус Франц, который сказал всем: «Да пошли вы к чёрту!» Он вообще пророссийский, пронаш. Я его знаю лет 35, познакомился с ним у Святослава Рихтера дома, они вместе играли на «Декабрьских вечерах». Ещё лет шесть назад, почувствовав, как в Европе начинают меняться настроения, Юстус выступил с манифестом о важности сохранения русской культуры во всём мире.

А недавно я в Москве встретился с одним бывшим моим учеником, который давно работает в Берлине. Он пришёл на наш спектакль. «Ты в Москве?» – «Да, у меня месяц свободный». – «Ты в какой форме, сыграешь у нас?» – «Конечно, сыграю». – «Проблем у тебя не будет?» – «Нет, я с удоволь­ствием».

– А с вашими зарубежными гастролями как обстоят дела?

– Из Америки мне никто не звонил, а вот Европа по-преж­нему заинтересована в том, чтобы культурные связи не разорвались окончательно. Некоторые страны потихоньку, всякими обходными путями снова и снова переносят сроки давно назначенных наших гастролей – это Германия, Италия. Регулярно про новые даты мне сообщают (смеётся). Продолжает нас ждать Япония, где мы очень часто раньше выступали. А вот в Корею мы на гастроли съездили. И в Китай, конечно!

Открывая Сатку и Миасс

– Зато план гастролей по России вы, наверное, на годы вперёд выполнили?

– Мы и до всего этого достаточно ездили. Как раньше аншлаги и ажиотаж были во всех городах, так и сейчас. Публика приходит разная, в том числе с детьми. Но ни разу я не видел, чтобы люди пришли одетые по-простому – джинсы, курточка. Нет, обязательно что-то выходное. Костюмы надевают на концерт. То есть для нашей публики концерт классической музыки – это большой праздник.

А ещё я, несмотря на то что неоднократно гастролировал по России, до сих пор открываю для себя невероятные места. Даже названий таких, к стыду своему, не знал – Сатка, Миасс. А ведь у каждого своя невероятная история. Должен сказать, что во многих городах сохранились Дома культуры ещё сталин­ской постройки, акустика в них очень приличная. Здания содержатся в полном порядке.

Сатка в Челябинской области – это вообще нечто! Помню, подъезжаем к городу – и открывается картина невероятной красоты. Стоят дома – простенькие, деревенские, но добротные. И выкрашены во все цвета радуги! Оказывается, местный олигарх спросил у жителей разрешения и всё отремонтировал, покрасил. Там много чего интересного. К примеру, местные не боятся отпускать детей гулять. А там вокруг дикий лес! Но чуть ли не через каждые 100 метров стоят кормушки для животных. По­этому волкам, медведям люди неинтересны – они приходят, кушают и уходят. Я говорю: «Ну всё-таки разное может случиться». «Ну да, – говорят, – далеко детей не отпускаем». А ещё там нет заборов! Как это, уму непостижимо...

– Простые люди и любовь выражают по-простому?

– После концерта то свой мёд подарят, то носки свяжут, чтобы не замёрз. Огурцы, помидоры консервированные приносят. Но чаще – варенье. А больше всего мне запомнилась принцесса с ёлочкой – эту поделку мне девчушка крохотная сделала.

Сам себе прокурор

– Сколько, по-вашему, нужно лет, чтобы научиться играть без огрехов и звучать идеально?

– На самом деле идеального исполнения не существует. Я не раз слышал, как реально великие музыканты ошибались в концертах. И у Ростроповича такое случалось, и у Ойстраха, и у Рихтера, и у Айзека Стерна. Не бывает так, что вышел человек и сыграл стопроцентно по качеству и по озарению. Но Мстислав Ростропович гениально сказал молодёжи: «Все играют фальшиво, все! Но кто-то очень быстро исправляется, и получается, что он играет чисто». Моё кредо – именно такое. Важны контроль, мгновенная реакция и исправление.

Поэтому у нас на конкурсе нет такого: о, он сбился, всё, сходит с дистанции (Международный конкурс альтистов Viola Masters, который возглавляет Юрий Башмет, прошёл в ноябре в Москве. – Ред.).

И ещё один момент: время меняет вкус. В каждую новую эпоху модно становится играть так, а не эдак. Сегодня трудно себе представить исполнение музыки Баха с широкой вибрацией, которая уместна в музыке Брамса. А к моде прибавляется ещё и мышление – европей­ское, японское, американское. Если рядом со мной в жюри сидит человек, который смотрит на мир и на музыку под одним углом, а я под другим, то мы начнём спорить, ругаться, что-то доказывать, искать аргументы.

– А себя вы оправдываете или, наоборот, ругаете за ошибки?

– По отношению к себе на сцене я прокурор. За редчайшим исключением всегда нахожу то, что можно было бы сделать лучше. Ойстрах на этот счёт очень точно заметил: «Запись – это документ, который с годами превращается в обвинительный». Но и тут, знаете... Сначала слушаешь: «Я‑то думал, всё получилось, а вышла ерунда». Через годы находишь эту же запись: «Оказывается, как я мог играть когда-то! Не то что сейчас».

На игру ведь многое влияет. Звучание моего альта зависит от моего настроения – груст­ное оно или весёлое. Когда я заболеваю, инструмент тоже «простужается» следом. Я хриплю – и альт мой.

Волочкова рассказала об отдыхе на Мальдивах с 26-летним танцором Марчелом Абаби

Баста, Агутин и "Ленинград" вошли в топ главных звезд корпоративного сезона

«Башка у тебя дырявая, Андрюш», — Шура обратился к Губину на фоне отказа работать из-за болезни

В Твери прозвучат песни легендарной группы The Beatles

Новости тенниса


Анна Калинская

«ПСЖ» согласовал переход Хвичи, Калинская снялась с Australian Open. Главное к утру



Все новости по теме на сегодня

Юрий Башмет в новостях



У солиста группы «Мумий Тролль» Ильи Лагутенко сгорел дом в Калифорнии за 300 млн рублей

Имя рокера Курта Кобейна дали улице в поселке Пермского края

Блогер Николай Соболев сделал пересадку волос

AI Певица. Создание AI Певицы. AI Певец. AI Артист.


Rss.plus

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Анна Калинская

Калинская: Я очень ждала Australian Open, но подхватила какой-то вирус





Роман Ватолкин: «Сценические костюмы – не просто одежда…»

Производитель масла зашел в «Аркус» // ГК «Эфко» купила бизнес-центр в Москве под штаб-квартиру

Песня Игоря Матеты «В путь» набирает популярность в Сети

Экс-солистка «Ленинграда» обратилась к Шнурову



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Здоровье

Самодиагностика по языку: доктор Кутушов назвал неочевидные признаки болезней



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости